Самая страшная катастрофа за всю историю авиашоу [ Редагувати ]

По последним данным, в результате падения Су-27 на аэродроме в Скниливе погибли 83 человека, в том числе 19 детей. Еще 199 человек получили ранения. За их жизнь борются лучшие врачи Украины. Столичные власти отправили в больницы Львова запасы крови из резервов киевского медицинского центра. Президент, который прибыл на место трагедии уже через несколько часов после катастрофы и говорил с пострадавшими, заверил - если потребуется, раненые будут направлены на лечение за границу. Причины аварии изучает государственная комиссия.
Самая страшная катастрофа за всю историю проведения авиашоу. Самое большое количество жертв. Именно так средства массовой информации характеризуют трагедию, случившуюся на аэродроме "Скнилив". Но у жителей Львова нет ни сил, ни желания слушать заявления экспертов и комментарии журналистов. Горожане - шокированы. Ни на минуту не замолкают телефоны в больницах, МЧС, милиции. И хотя прошло больше суток, тела 21 человека до сих пор остаются неопознанными. И до сих пор львовяне не могут поверить - что все это - правда.
Авиашоу. Праздник по случаю юбилея 14-го авиационного корпуса Военно-воздушных сил Украины. 10-тысяч человек, пришедших посмотреть, как воздушные асы выполняют фигуры высшего пилотажа на истребителях Су-27 и МиГ-29.
12.45. Уже после известный летчик-испытатель Анатолий Квочур и другие эксперты придут к выводу, что маневр, который пытались совершить летчик-испытатель 1-го класса Владимир Топонарь и летчик 1-го класса Юрий Егоров называется "полубочка через спину". И по их же словам, во время демонстрационных показов такие трюки не выполняются.
Но тысячи людей об этом не знали. Их внимание было приковано к самолету, который стремительно приближался к земле. Секунды длились - вечность. Движения сковал ужас, когда огромная махина, зацепив хвост стоящего на земле лайнера - в котором, кстати, по словам очевидца трагедии Виталий Хащака, находились дети, - рухнула прямо на зрителей.
Во время проведения авиашоу на аэродроме всегда присутствуют несколько машин скорой помощи. В Скниливе несли дежурство 20 бригад, и они сразу же прибыли к месту происшествия. Благодаря этому были спасены десятки человеческих жизней. Правда, для того, чтобы медики начали оказывать первую помощь, нужно было создать оцепление. Люди, которые оказались отрезанными от места трагедии, пыталась прорваться на полосу - ведь, там были их дети, их родные и близкие.
В 15.30 во Львов вылетел Президент Украины. Вместе с ним прибыли председатель Верховной Рады Владимир Литвин, министр обороны Владимир Шкидченко, секретарь СНБО Евгений Марчук, генеральный прокурор Святослав Пискун, глава Администрации Президента Виктор Медведчук. Прямо из аэропорта глава государства поехал на аэродром, а оттуда - в больницы, куда доставили пострадавших Президент подчеркнул - ни одна семья не окажется без государственной помощи". Кабинет министров в субботу выделил 10 миллионов гривен из резервного фонда.
Леонид Кучма, президент Украины: "Створена державна комісія, очолює її секретар Ради національної безпеки і оборони Євген Марчук. А вчора, ви знаєте, відбулася рада СНБО, де розглядалаись фактично проблеми фінансування збройних сил під прапором того реформування, яке проводиться в збройних силах. І біда всіх пострадянських республік - це техніка, яка фактично відпрацювала свій технологічний термін. Я не буду тут робити припущення щодо причин. Я думаю, наше завдання розібратися і назвати істину причину. И головне - висловити глибокі співчуття родинам загиблих, і тут високі слова зайві. Єдина - і я в цьому переконаний - я буду тримати це на контролі, щоб кожна сім'я не опинилася без державної допомоги. давайте працювати будемо... Тут ви бачите всіх, хто прийме участь в розслідуванні. Тут є і генеральний прокурор. Це питання загальнодржавне. Тут не можна казати, що це питання є суто питанням Збройних сил України, хоча це все проводилось за їхнім рішенням. Будемо розбиратися".
Первоначально рассматривалось две версии: неисправность оборудования или ошибка пилотов. Сами летчики, которые успели катапультироваться и с переломами позвоночника были доставлены в Центральный военный госпиталь, заявляют, что пытались предотвратить катастрофу, но безуспешно. Журналистов к ним пока не пускают. Так что сейчас речь идет только о предположениях и версиях, на основе имеющейся видеозаписи. На этих кадрах видно, как самолет пытается выйти из фигуры. Вообще-то предельно низкой высотой для "полубочки через спину" считается 1000 метров. Но до земли остается метров 300-400 - точную цифру пока назвать сложно. При выходе из глубокой спирали, летчикам, судя по всему, не хватает высоты для того, чтобы набрать нужную скорость и вывести самолет в ровный полет. К тому же видно, что снижаются обороты двигателя. Су-27 вышел из режима форсажа и резко теряет высоту".
С этого момента уже вряд ли что-то можно было изменить. Происходит срыв потока, машина заваливается на крыло и падает на землю, задевая людей. По словам первого заместителя госсекретаря МЧС Григория Марченко, пострадали те, кто осматривал технику и стоял в очереди за напитками. В последнюю секунду пилоты успевают катапультироваться из взрывающегося самолета.
Между тем, эксперты говорят, что дело не только в возможном отказе техники. Бывший помощник президента Украины по военным вопросам, президент Атлантического совета Вадим Гречанинов заявил, что главной причиной трагедии во Львове - может быть "отсутствие достаточных мер безопасности на земле, которые могли бы позволить пилотам в случае чрезвычайной ситуации маневрировать за пределами территории, где находились люди". Гречанинов исключает неопытность пилотов. Возможно, это было лихачество.
Бывший командующий ВВС Московского округа, Герой Советского Союза генерал-полковник Николай Антошкин склонен считать, что "даже если бы произошел отказ двух двигателей Су-27, трагедии можно было бы избежать". "При малейшем отклонении от программы полета руководитель должен дать команду прекратить выполнение фигур. При проведении подобных авиашоу категорически запрещается приближаться к зрителям ближе чем на 200 метров и снижаться ниже чем на 100".
Кстати, в странах НАТО действует правило, согласно которому расстояние от места авиаманевров до зрителей не должно быть меньше 400 метров. Ограничение ввели в 1988 году - после трагедии на авиашоу в Рамштайне - крупнейшей авиабазе Альянса в Европе. Над 350-тысячной толпой зрителей на небольшой высоте столкнулись три истребителя итальянских ВВС. Тогда погибли 70 человек, 345 получили ранения.
Но есть и еще один один фактор, который мог привести к ЧП. Известный российский летчик-испытатель Анатолий Квотру говорит, что не знает машины надежнее, чем СУ-27. Просто и в России, и в Украине полеты проводятся нерегулярно, техника простаивает, и "зачастую к беде приводит человеческий фактор". Разумеется, за штурвалом были не новички, но, к сожалению, даже профессионалы без постоянных тренировок могут потерять квалификацию.
О причинах трагедии говорил сегодня и глава государственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Евгений Марчук. От него же журналисты узнали точное количество пострадавших.
Евгений Марчук, председатель Государственной комиссии по расследованию причин катастрофы: "Сумна статистика. Постраждало 199 осіб, з них 40 - діти. Загинуло 83 особи, 66 знаходяться в лікарні. 18 у важкому стані. Ідентифіковано 25 осіб. Розслідування по декількох версіях. Серед них така версія, як халатність командування військових повітряних сил, є ще одна, але не остання - це відмова техніки. Є ще декілька версій. Кожна з них експериментально досліджується".
По словам Марчука, общая картина случившегося станет ясна через неделю. Когда закончится экспертиза черного ящика. Планируется также, что будет создан макет самолета и проведено трехмерное моделирование ситуации, чтобы полноценно расследовать причины аварии.
Уголовное дело по статье "нарушение правил полетов и эксплуатации летательных аппаратов, приведшее к катастрофе и тяжелым последствиям" взяла в свое производство Генеральная прокуратура. Министерство обороны проводит собственное служебное расследование.