Газотранспортный консорциум: дискуссии продолжаются [ Редагувати ]

В воскресенье в Киеве выпал первый снег. Да и вся неделя оказалась непривычно холодной. А когда в квартире плюс 11 - оптимизма новости не добавляют. Даже если речь идет о событиях, от которых прямо зависит, насколько тепло будет в наших квартирах.
В понедельник Украина и Россия подписали межправительственное соглашение о стратегическом сотрудничестве в газовой сфере и корпоративный договор между НАК "Нефтегаз Украины" и РАО "Газпром" о создании предприятия "Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортных сетей Украины". Пока офис с табличкой "Газотранспортный консорциум" в Киеве не появился. Тем не менее, дискуссия между сторонниками и противниками такого решения уже разгорелась. Причем, она обещает быть достаточно жаркой.
Газовое соглашение между Украиной и Россией подписано на нейтральной территории. Что весьма символично, если учесть: консорциум создается на паритетных началах, а вопросы о привлечении новых, европейских партнеров Украина и Россия будут решать на основе консенсуса.
Ровно 4 месяца понадобилось премьерам двух стран, чтобы выполнить поручения президентов и договориться об условиях создания Консорциума.
7 октября. Кишинев. Торжественная обстановка, соглашение подписывают в присутствии глав государств. Этот документ - своеобразная газовая конституция.
За кадром остались напряженные переговоры, в которых оба партёра проявили завидное упорство. Самый спорный вопрос - кому сколько достанется в новой международной компании. Россия настаивала, чтобы доли в уставном капитале консорциума были равными. Украина требовала контрольный пакет - 50% плюс одна акция. В результате стороны договорились, что "консорциум создается на паритетных началах". Но, похоже, каждый вкладывает в это понятие свой смысл.
Анатолий Кинах, премьер-министр Украины: "Позиція України лишається незмінною - контрольний пакет акцій повинен залишатися за Україною. Більше того, угода не передбачає зміни форми власності, тобто мова про приватизацію не йде".
Михаил Касьянов: премьер-министр РФ: "В соглашении мы не говорим об имущественных правах, о приватизации. Мы говорим - как выработать способы более эффективного управления и привлечения инвестиций в газотранспортную систему".
Деятельность Консорциума будет регламентироваться украинскими законами, а главный офис разместится в Киеве. Этот пункт, конечно, не даёт никаких материальных преимуществ, но означает, что ключевые решения будут приниматься в украинской столице - во всяком случае, номинально. Российская пресса назвала газовое соглашение - "ничья в пользу Украины".
За технико-экономическое обоснование проекта лучшие умы России и Украины примутся со следующей недели. Впереди - самое трудное: подписание устАвных документов. Права и обязанности партнёров должны быть зафиксированы в виде конкретных сумм и процентов.
Виталий Гайдук, министр топлива и энергетики Украины: "Згiдно договору мiж "Нафтогаз" i "Газпром", передбачається 2 складовi функцiонування цього СП. Перша - передінвестиційна, в рамках якої повиннi бути визначенi техніко-економічні обґрунтування - до 30 серпня 2003 року. В другiй частинi - iнвестицiйнiй - будуть визначенi долi, вклади, фiнансове обґрунтування".
Противники Консорциума дожидаться экспертных выводов не стали. Они произвели собственные подсчеты. На основании которых объявили кишиневское соглашение предательством национальных интересов.
Александр Гудыма, член комитета ВР по вопросам ТЭК: "Це означає вiдступ Кiнаха вiд заяв, якi вiн сам робив. 50 на 50, тобто паритетнi засади. Iншими словами, якщо Україна через "Нафтогаз" отримувала за транзит росiйського газу 27 мільярдів кубометрiв газу, можете тепер дiлити цю цифру рiвно на 2".
Любопытно, что россияне критикуют кишиневское соглашение с не меньшим пылом. Но - по прямо противоположным причинам.
"Украинский кабинет министров сотворил чудо. После бесконечно долгих и мучительных полугодовых переговоров украинские коллеги вынудили Россию подписать пустое предварительное соглашение. Теперь российской стороне будет гораздо сложнее вложить в него реальный экономический смысл". Ольга Губенко, "Известия", 8 октября 2002 года.
"Документ ни на шаг не приблизил нас к созданию консорциума, потому что не решены основные проблемы с позицией Украины, которая требует контрольный пакет и отказывается от приватизации газотранспортной системы". Константин Симонов, заместитель директора Центра политической конъюнктуры России
Впрочем, в Кремле надеются, что рано или поздно Украина станет сговорчивей. В конце концов, у Москвы есть один козырь, уже засвеченный Владимиром Путиным накануне кишиневского саммита. Строительство обходного газопровода. Такое дело, конечно, нескоро делается. Да и вероятность того, что Москва созреет на этот шаг, невелика. Но в случае чего - Украина, действительно рискует остаться у разбитого корыта. То есть у пустой трубы. Которая при этом все еще требует модернизации.
Леонид Кучма, президент Украины: "Ви знаєте вік нашої газотранспортної системи. Знаєте? Вона потребує серйозних інвестицій - з точки зору навіть заміни магістральних трубопроводів. Вона потребує модернізації для того, щоб забезпечити, щоб Захід спав нормально і кошмари не снилися по ночах, що вдруг щось станеться і Європа залишиться без газу. Тому перестаньте займатися політикою. Давайте займатись конкретними справами".
Правда, те же российские аналитики сомневаются, что Москва вложит в модернизацию и ремонт украинского газопровода огромные инвестиции. Другое дело - немецкий "Рургаз", практичные немцы уже даже успели подсчитать, сколько денег для этого понадобится.
"Рургаз" может прежде всего технически помочь в модернизации украинской транзитной системы поставки газа. По оценкам экспертов, для этого понадобится более 2,5 миллиардов евро". Пресс-секретарь компании "Рургаз" Хайнер Гарбе, 8 октября 2002 года.
Правда, пока "Рургаз" занимает выжидательную позицию. И остается открытым вопрос - почему немецкие, равно как и другие европейские компании, безусловно заинтересованные в поставках российского газа, уступают в активности тем же россиянам. Вполне возможно, ответ на этот вопрос известен узкому кругу посвященных. Но знать его хотели бы не только они - ведь речь идет о национальном достоянии.