Инвалид-колясочник против железной дороги [ Редагувати ]
В Одессе возобновился резонансный судебный процесс - "Инвалид-колясочник против железной дороги". Тридцатилетний Антон Кожухарь обвиняет железнодорожников в нарушении Конституции Украины и требует компенсацию - полмиллиона гривен.
Главный аргумент - большинство вокзалов и пассажирских вагонов в регионе неприспособлены для инвалидов. У представителей железной дороги - свои аргументы. Подробнее - в репортаже Андрея Анастасова.
Накануне заседания мы с Антоном Кожухарём приезжаем на первую попавшуюся железнодорожную станцию под Одессой. Специального пандуса нет - на перрон ведут только ступеньки…
В подобных случаях Антон просит - помочь поднять и спустить коляску - у прохожих. Мужчина говорит: так мучался семь лет, пока ездил из райцентра в Одессу на тренировки по баскетболу. В конце концов, решил - подать в суд на железную дорогу.
Антон Кожухарь, автор искового заявления:
Самому же строить не будешь эти перроны, и сам не будешь же переделывать вагоны, подъезды и так далее. Надо, значит, воздействовать на ту структуру, которая за это отвечает.
Кожухарь требует от железной дороги полмиллиона гривен моральной компенсации за причинённые неудобства. Главный аргумент Антона - Закон о социальной защищённости, где в статьях 24 и 26 сказано: все предприятия должны быть обустроены - с учётом потребностей инвалидов.
Закон есть - соглашаются в управлении железной дороги, но есть нюанс. Пандусами, подъёмниками, специальными туалетами для инвалидов обязательно должны быть обустроены новые объекты или реконструированные. К уже построенным - претензий быть не может.
Сергей Зайцев начальник юридической службы Одесской железной дороги:
Ни те станции, ни платформы, на которых он садился либо мог садиться, они не строились - они были построены где-то примерно в шестидесятые-семидесятые, когда закона еще не было. Поэтому никто не мог обязать железную дорогу или каким-либо другим законом построить для инвалида то или иное приспособление.
В управлении железной дороги оправдываются - на вокзалах, где реконструкцию уже провели, пандусы появились, а чтобы добраться к поездам - можно заказать вот такой специальный мостик для коляски. Но чтобы обустроить подобным образом небольшие станции - нет денег.
Точку в этом споре вот уже два года пытается поставить Приморский районный суд Одессы - от его решения зависит многое. Ведь если Антон Кожухарь выиграет тяжбу - в Украине это будет первая судебная победа инвалида над государственной системой.
По просьбе юристов железной дороги судья запретил видеосъёмку заседания. В зале остались только журналисты. Во время дебатов ответчики уверяли суд - никаких документальных доказательств, что истец испытывал неудобства - нет. Антон даже не обращался с жалобами к начальнику станции или железной дороги. Все его заявления - только устные.
И хотя нынешнее заседание ограничилось дебатами сторон и рассмотрением ходатайств - Антон Кожухарь уверен - наконец дело сдвинулось с мёртвой точки. Правда, сам процесс он затеял не ради денег, а чтобы проблемы инвалидов в Украине наконец начали решать.
Антон Кожухарь, автор искового заявления:
Если чиновники поймут, что это может вспыхнуть массово - тогда у них уже возникнет другое понимание проблемы. И таким образом можно другим людям показать, что, действительно, есть право, есть закон и надо это воплощать в жизнь.
Следующие слушания назначены на 30 марта.
Андрей Анастасов, Игорь Мехоношин, "Подробности", ТК "Интер", Одесса.