Фильму "Экипаж" - 30 лет [ Редагувати ]
Фильм-катастрофа с элементами мелодрамы и лирической комедии. Тридцать лет назад режиссер Александр Митта снял картину, каких в Советском Союзе еще не было. "Экипаж" - вышел без широкой рекламы, но уже на второй день достать билет на сеанс было невозможно. "Подробности" продолжают серию сюжетов о любимых советских фильмах. Почему режиссеру пришлось менять финал ленты, и как в прокат пропустили эротическую сцену - узнавала Оксана Кодунова.
Этот фильм стал трижды первым: его сняли в жанре катастрофы, здесь есть эротические сцены, более того - продюсировало картину… Министерство гражданской авиации. Чтобы всем показать: самолеты "Туполев" - самые надежные, "Аэрофлот" - лучшая и безопасная компания в мире. Даже в сценарии заложили политический ход: катастрофа происходит в Африке, а вот подвиг, конечно же, на территории Советского Союза.
Геннадий Матвеев, исполнитель роли вертолетчика в фильме "Экипаж":
- Почему снимали этот фильм - это заказ Бугаева, министра авиации, потому что перед этим в Ле Бурже разбился наш Ту-144, весь мир отвернулся. Это был госзаказ. Показать, что наша авиация крепкая.
На госзаказ денег не жалели. То, что стоило миллионы - обходилось в копейки. Бесплатно возводили гигантские декорации на аэродромах. Там же, ради спецэффектов, за время съемок сожгли 26 настоящих самолетов.
Александр Митта, режиссер фильма "Экипаж":
- Впервые такие масштабы, съемки на макетах, тогда ведь не было никаких технологий, все снималось китайским методом. Ставился макет, выбиралась оптика и взрывались. Декорации сжигались, потому строились следующие.
Работать в таких условиях было опасно. Вокруг огонь, снимали на свой страх и риск. Но не спецэффекты, а вот эти откровенные сцены ошеломили зрителей. Митту с тех пор, шутя, называют "дедушкой советской киноэротики", а за Филатовым закрепился имидж обольстителя.
Александр Митта, режиссер фильма "Экипаж":
- Он очень скромный человек, любил свою жену и был так далек от этой своей репутации такого плейбоя.
Он попал на съемочную площадку случайно. Первоначально на роль борт-инженера выбрали Олега Даля. Но когда треть материала отсняли - актер сказал, что продолжать не сможет, болен. В срочном порядке на площадку вызвали Леонида Филатова.
Геннадий Матвеев, исполнитель роли вертолетчика в фильме "Экипаж":
- И когда это фильм вышел на экраны - это был такой фурор, а Лене Филатову - его ж запрещали снимать до этого. Госкино говорило, что у него отрицательное обаяние
Впрочем, и остальные роли изначально были расписаны под других актеров. Поэтому из заявленных 4-х серий осталось лишь две.
Оксана Кодунова, корреспондент:
- Самолеты Туполева, которые должен был разрекламировать фильм, отпугнули одного из исполнителей главной роли. Алексей Петренко отказался сыграть командира, потому что боялся крылатых машин. Николай Караченцов и Елена Проклова блестяще выдержали пробы на роль второго пилота и стюардессы - но тоже отказались, ссылаясь на занятость.
Сегодня Митта признается, фильм был краткосрочным проектом, проба пера на спецэффекты. И то, что "Экипаж" популярен до сих пор - искренне удивляет режиссера.
Александр Митта, режиссер фильма "Экипаж":
- Все в этой картине нормально, но одно я объяснить не могу - почему эта картины живет так долго - я понять не могу.
Последние правки внесли перед самым выходом на широкие экраны. Из финала - вырезали трагическую сцену смерти командира. А еще - поменяли непрокатное название - "Запас прочности". Впрочем, несмотря на все исправления - картина стала самой популярной и кассовой в 79-м году.
Оксана Кодунова, Виталий Коваленко, Олег Невядомский, "Подробности", телеканал "Интер"