Сергей Головатый: Мы обязательно будем привлечены к наработке конституционных изменений [ Редагувати ]

В конце минувшей недели президент Виктор Янукович создал Комиссию по вопросам укрепления демократии и утверждения верховенства права вместо аналогичного органа, ликвидированного в апреле. Народный депутат Сергей Головатый, назначенный руководителем комиссии, рассказал специальному корреспонденту "Коммерсанта" о ее целях и задачах.
– Какова главная цель повторного создания комиссии?
– Стратегическая задача такая же, как и была в 2005 году, когда создавалась аналогичная Нацкомиссия при президенте Ющенко,– наработка предложений и проектов законодательных актов для выполнения Украиной Копенгагенских критериев (критериев вступления государства в Евросоюз). Точнее, нас интересует первый, политический критерий – необходимость формирования в стране, которая стремится к членству в ЕС, государственных институтов, гарантирующих стабильную демократию, верховенство права и надежную защиту прав и свобод человека. Вскоре должно быть утверждено положение о работе комиссии, где это будет зафиксировано.
– Входит ли в число ваших задач наработка предложений для проведения конституционной реформы в стране?
– У нас будет несколько тактических направлений работы. Первое – исполнение Украиной обязательств перед Советом Европы. Мы 15 лет не можем выполнить их, это уже слишком! Такое затягивание – результат безответственной политики прежнего руководства страны. Второе – нужно "подчистить" наше законодательство в соответствии с рекомендациями Венецианской комиссии. Третье направление – конституционная реформа.
– Зачем потребовалось ликвидировать Нацкомиссию образца 2005 года и создавать новый орган с такими же задачами?
– Не было цели ликвидировать ту комиссию, она попала под действие общего решения. Все консультативные органы, созданные при Ющенко, были распущены одновременно и только из-за того, что они был сформированы прежним президентом. Так случилось и с Нацкомиссией. Сейчас создаются новые органы, без слова "национальная" в названии. Хотя существенной разницы между ними нет.
– Какую роль вы будете играть при разработке новой Конституции?
– Окончательной ясности пока нет, но мы обязательно будем привлечены к наработке конституционных изменений в той части, где есть несоответствие действующей Конституции Копенгагенским критериям и европейским стандартам. Прежде всего речь идет о разделах, касающихся судебной власти и прокуратуры. В Конституции 1996 года функции прокуратуры были приведены в соответствие с европейскими стандартами, но на практике этого нет – до сих пор действуют переходные положения. Это ведь абсурд, когда переходный период длится 15 лет!
– Когда, по вашему мнению, Украина выполнит обязательства перед Советом Европы?
– Не берусь прогнозировать. Наша комиссия не принимает решений, а дает рекомендации, учитывать которые – дело органов власти: президента, Верховной рады, Кабинета министров.
– Видите ли вы системные ошибки в деятельности прежней Нацкомиссии?
– В период, когда этим органом руководил я,– нет. И не потому, что я не признаю своих ошибок. Просто за период моего руководства (2005-2007 годы) мы сделали очень много: провели не менее десяти пленарных заседаний, подготовили более полутора десятков предложений, в том числе фундаментальных. И первым нашим решением, кстати, был вывод о неконституционности закона №2222 (о внесении изменений в Конституцию). Другое дело, что при прежнем президенте большинство наших предложений оставались нереализованными. Проблемы появились после смены руководителя Нацкомиссии. Я не знаю ни одного конкретного результата ее деятельности в период, когда ее возглавлял Николай Онищук.
– По каким вопросам будут приниматься первые решения комиссии?
– Прежде всего я предложу рассмотреть два сектора законодательства, которые изучала Венецианская комиссия на последнем заседании,– законодательство о судоустройстве и статусе судей, а также закон о мирных собраниях. По ним Венецианская комиссия высказала чрезвычайно много критических замечаний. Наша задача – обработать ее рекомендации и привести наше законодательство в соответствие с ними.
– Кто войдет в состав комиссии?
– Я планирую существенное сокращение ее численности. При Ющенко там было больше 30 человек, что очень усложняло работу. К тому же я ставлю перед собой цель, чтобы решения принимались на основе консенсуса. Теперь в комиссии будет от 15 до 20 членов. В их числе – по два-три представителя от законодательной и исполнительной ветвей власти, академических кругов, негосударственных организаций, адвокаты и судьи в отставке.