Конец террориста [ Редагувати ]

Рост президентского рейтинга, укрепление курса валюты, оживление на бирже — и, вместе с тем — новые геополитические угрозы. К таким последствиям привела смерть всего лишь одного человека. Армия США отрапортовала: "террорист номер один" убит.
Американское возмездие
Преследование организатора терактов 11 сентября 2001-го окончилось-таки победой американских спецслужб. Для того, чтобы ликвидировать "главного врага Америки", понадобилось почти 10 лет разведывательных мероприятий — и немногим более 40 минут специальной операции. В ночь на 2 мая 2011 года после предваряющего ракетного удара "морские котики" штурмовали укрепленное поместье в Абботабаде — пригороде Исламабада. Итог непродолжительного боя прогремел на весь мир.
Вашингтон радостно констатировал: в Пакистане погиб лидер "Аль-Каиды". "Это хороший день для Америки. Наша страна сдержала обещание добиваться правосудия. Мир стал безопасней после смерти Усамы бен Ладена", - обратился, награждая военных, к слушателям президент США Барак Обама. Волна ликования накрыла Штаты в первые же часы после сообщения о гибели первого номера в "террористическом" рейтинге ФБР. Нескрываемое торжество политиков и военных, празднующие люди на улицах, откровенные поздравления или более сдержанное одобрение лидеров ряда государств (значимость события прокомментировал и украинский президент) — первая реакция на сенсационную новость выглядела вполне ожидаемо. Но спустя несколько дней триумфальные настроения подуспокоились, и к долгожданному для США событию стали "присматриваться" подробнее.
Резко критически известие о смерти Усамы бен Ладена встретили его сторонники, лидеры части мусульманских государств и представители ряда исламистских организаций. И если "Талибан" предпочитает не верить в гибель главы "Аль-Каиды", то в иных случаях известие о смерти террориста используется как повод если не для подогрева антиамериканских настроений, то как возможность не слишком лицеприятно высказаться в адрес США. "Если международные войска действительно являются союзниками афганского народа, они должны признать, что ежедневные убийства афганцев, женщин, детей и стариков в последние многие годы были неправомерными", - высказался афганский президент Хамид Карзай, который постарался интерпретировать новость об операции на территории Пакистана в пользу репутации своего государства.
На Западе нашумевшая операция также вызвала реакцию, выходящую за пределы однозначной. Одни замечания касались, скорее, этического вопроса: правильно ли это — радоваться человеческой смерти, кем бы ни был покойный. Ватикан сразу уточнил: христиане не радуются, "а лишь размышляют о тяжкой ответственности каждого перед Господом и перед людьми". И может случиться так, что для некоторых политиков эмоциональная реакция не пройдет бесследно. Во всяком случае, ряд немецких политиков (вплоть до однопартийецев) успел осудить заявление Ангелы Меркель, для которого канцлер не совсем осмотрительно подбирала слова.
Пока политики обмениваются этическими претензиями, зарубежная пресса начала интересоваться юридическими деталями. Главный вопрос: имели ли американцы право проводить такую операцию, причем силами военных, а не полицейского спецназа, и в особенности — без расчета на то, что преступник будет осужден. Позиция разных представителей Вашингтона на первых порах не помогает составить единое мнение по поводу того, собирались ли захватывать лидера "Аль-Каиды" в плен или изначально был дан приказ о стрельбе на поражение. "Некоторые эксперты в области международного права указывают на то, что американская операция противозаконна и представляет собой не что иное, как самосуд. США нарушили нормы международного права, не дав бен Ладену возможности предстать перед судом", - говорится в материале немецкой газеты Stern.
Если правомочность проведения штурма (а Штаты признали, что не поставили в известность о своих планах пакистанцев, чьи разведданные они использовали) служит поводом скрестить копья, скорее, для юристов, то "технические" подробности операции и ее результаты взволновали многих. Описание штурма, которое за несколько дней обрастало порой взаимоисключающими подробностями, быстрый вывоз тела организатора терактов на территорию американской базы в Афганистане, скорое проведение анализа ДНК, стремительные похороны (в течение суток — все по мусульманским традициям — оправдывались организаторы церемонии), погребение в море, причем, как и следовало ожидать, - в неашифируемом месте, отсутствие явного желания опубликовать хотя бы фото погибшего — история американского возмездия действительно не лишена темных пятен. На такой благодатной почве конспирологические теории диапазона от "Это же не бен Ладен!" до "Американцы предъявили тело в нужный момент" расцвели буйным цветом.
Конец эпохи?
Какими бы ни были обстоятельства смерти Усамы бен Ладена, раз не доказано обратное — США вправе праздновать победу над человеком, которого десять лет называли "Террористом номер один". И хотя аналитики разных стран уточняют: гибель организатора терактов еще не означает, что мировой терроризм сойдет на нет, - символическое значение абботабадской операции недооценить очень сложно.
Помимо символического значения — майская сенсация может иметь и вполне практическое продолжение. Операция в Пакистане одним махом продемонстрировала возможности американский военных, подстегнула фондовые торги, способствовала укреплению курса доллара, а заодно — помогла рейтингу президента. Успешная ликвидация врага — не плохой способ остановить рост разочарованности американцев в обитателе Белого дома. Как зафиксировали исследователи, радостное для американцев известие сразу же сказалось на популярности Барака Обамы, и вполне вероятно, этот эффект продержится еще какое-то время. Собственно, масштабы желаемого наметить легко — следующие президентские выборы в Штатах пройдут уже в 2012 году. Судя по ответам на вопросы, большая часть респондентов сейчас склонна возлагать ответственность за успех операции именно на нынешнего главу государства, а не, например, на достижения предыдущего. И пусть до выборов осталось около полутора лет, на них Барак Обама сможет идти, в том числе,и как президент, при котором и с санкции которого убили бен Ладена — неплохой бонус для репутации, о котором тому же Джорджу Бушу оставалось только мечтать.
И все же, успех "морских котиков" вряд ли обеспечит не только окончательную победу США над мировым терроризмом, но и даже ликвидацию самой "Аль-Каиды". В рейтинге опаснейших террористов, составляемым ФБР, после известия о гибели Усамы бен Ладена ступенькой вверх оперативно поднялся его соратник, еще недавно "террорист номер два" Айман аз-Завахири, которого эксперты считают наиболее вероятным кандидатом на роль нового главы террористической организации.
Смерть "врага государства" вовсе необязательно значит, что отныне американцы смогут спать спокойно. После того, как стали известны первые подробности штурма, пакистанские талибы озвучили угрозы в адрес руководства страны (которое настойчиво опровергает слухи о своем сотрудничестве с "Аль-Каидой"), военных и американцев. В тот же день, второго мая, спустя несколько часов прогремел и первый, интерпретированный как показательный, взрыв, жертвами которого стали четыре человека. Отныне риски для американцев (особенно пребывающих на территории исламских государств) стали на какое-то время еще выше. Госдепартамент уже огласил предупреждение. "В связи с неопределенностью и непостоянством нынешней ситуации, гражданам США, находящимся в регионах, где недавние события могут стать причиной антиамериканского насилия, строго рекомендуется ограничить выходы из домов и гостиниц и избегать массовых собраний и демонстраций", - говорится официальном уведомлении, нормы из которого должны действовать до августа 2011 года.
О росте террористической угрозы предупреждает и "Интерпол". "Глава Интерпола призывает к особой бдительности правоохранительные органы стран-членов организации в связи с возросшей в результате смерти бен Ладена террористической угрозой от связанных с "Аль-Каидой" террористов", - гласит размещенное на сайте организации заявление. И все же специалисты надеются, что весь мир волна насилия не накроет, а масштабы "точечных" терактов будут невелики. "Я думаю, будет небольшой всплеск активности радикально настроенных мусульман, направленный больше на американские или "натовские" учреждения, расположенные в зонах стабилизационных операций в Афганистане и Ираке. Возможны также нападения на отдельных американцев в странах, где действуют радикальные исламские группировки, и варианты спонтанных акций протестов с погромами посольств в странах арабского Востока", - полагает директор Центра исследования проблем гражданского общества Виталий Кулик. И все же в ряде стран (например, в Германии) хоть и считают, что "в средне- и долгосрочной перспективе ликвидация лидера международного терроризма приведет к ослаблению и снижению террористической угрозы", но пока советуют своим гражданам сохранять бдительность...
Смерть Усамы бен Ладена может не только спровоцировать новые теракты, но и повлиять на привычные уже геополитические расклады. Предсказать грядущий рост антиамериканских настроений в радикальных исламистских кругах несложно. Кроме того, интересным образом это событие может отразиться на судьбе тех операций под эгидой США, которые претворялись в жизнь под антитеррористическими знаменами. Во всяком случае, ряд мусульманских организаций уже успели выступить с заявлениями, что после смерти бен Ладена американцам нечего делать в Ираке и Афганистане. В НАТО, в свою очередь,заверили, что не собираются сворачивать свою деятельность. "Наша стратегия не изменится: союзники по НАТО и наши партнеры продолжат свою миссию, направленную на то, чтобы Афганистан никогда больше не стал прибежищем для террористов, но развивался в мире и безопасности ", - объявил генеральный секретарь Альянса Андерс Фог Расмуссен.
Целесообразность продолжения операции, толчком к началу которой стало Одиннадцатое сентября, после того, как инициатор терактов был убит, скорее всего, в ближайшее время будет активно обсуждаться мировой общественностью. Как, впрочем, и возможное совместное противодействие новым рискам. Со смертью Усамы бен Ладена мир и в самом деле несколько изменился. Но сложно сказать, стал ли он сразу безопасней.