Владимир Фесенко: Не ожидаю революционных изменений в парламенте в следующем политическом сезоне [ Редагувати ]

Перед началом нового политического сезона эксперты пытаются спрогнозировать возможный ход событий и расстановку сил, тем более, что ожидается достаточно горячая пора - скоро парламентские выборы 2012, а Верховная Рада еще должна решить судьбу непопулярных законопроектов.
Директор Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко, рассказал УНН о работе Верховной Рады в новом сезоне, возможности дисциплинарных санкций для парламентариев и особенностях работы парламента накануне выборов.
- В конце прошлой сессии парламента очень активно поднимались вопросы дисциплины в Верховной Раде. Арсений Яценюк предлагал ввести сенсорную кнопку для личного голосования депутатов и обещал повторно внести это предложение в рамках следующей сессии, кое-кто предлагал ввести систему денежных штрафов за пропуски заседаний. Как Вы думаете, будут ли эти инициативы иметь продолжение в этом новом политическом сезоне? Будут ли вводиться административные наказания за грубые нарушения регламента, например, за драки в сессионном зале?
- Все, что касается таких регламентно-процедурных тем, то они, бесспорно могут подниматься в Верховной Раде. Но мы помним, чем все закончилось весной. Попытка решить эти проблемы была осуществлена, но потом дело притормозили. Нынешняя Верховная Рада просто не готова к кардинальному решению этих проблем. Вообще, действительно, надо усиливать дисциплинарные санкции в отношении депутатов, которые пропускают пленарные заседания Совета и, честно говоря, не всегда активно работают в комитетах. Но таких депутатов немало и в правящей фракции.
Берясь за решение этих вопросов надо понимать, что дисциплинарные санкции могут в определенной мере дестабилизировать работу Верховной Рады, ведь все равно будет переходный этап. Депутаты должны привыкнуть, осознать, что они могут пострадать из-за своих традиционных нарушений. Поэтому я не ожидаю радикальных решений этой проблемы.
На перспективу, я думаю, это нужно будет сделать бесспорно. Но возможно, более логично, депутатам нынешнего созыва парламента нужно будет принять соответствующие дисциплинарные изменения в регламент Верховной Рады перед своим уходом. А уже в новом составе жестко и четко выполнять регламентно-процедурные нормы.
Все, что возможно сделать до выборов, это усилить фракционную дисциплину. Но, опять таки, для многих депутатов руководство фракции не является главным авторитетом. Они ориентируются на людей из вне. И потом, как руководство фракции будет принимать санкции например, к тому же Ахметову? Я в это не верю. Если будет установка Банковой, чтобы показать, что мы, мол, европизируемся, тогда определенные сдвиги могут быть. Но, пока, я думаю, что будут действовать прагматично, ведь прекрасно понимают, что при нынешней системе, где существуют юридические нарушения, фактически, большинство работает, есть результаты голосования, лучше избегать рисков, которые могут привести к сбоям, когда какой-то важный законопроект может быть не проголосован из-за того, что не хватает депутатов в зале. Поэтому в этом отношении я не ожидаю никаких кардинальных революционных перемен в парламенте.
- Недавно появились слухи, что в новом политическом сезоне могут сменить председателя Верховной Рады. Как Вы считаете, такой сценарий вероятен?
- А какой смысл? Коней на переправе не меняют. Если бы Литвин выходил из-под контроля, демонстрировал бы оппозиционность, двойную игру, тогда действительно могли бы заменить. Но я считаю, что оснований пока нет.
Вместе с тем, Литвин очень хорошо понимает, что его положение неустойчиво. Он полностью зависит от Банковой и от парламентского большинства. И если вдруг, он выйдет за пределы нужной линии поведения, вот тогда риски его замены серьезно возрастут. Я думаю, что Владимир Михайлович будет очень цепко держаться за свое кресло, поэтому будет стараться не нарушать правила игры и правила отношений с главной партией страны. В частности, это будет касаться решения его судьбы и судьбы его партии в перспективе. Если регионалы посчитают нужным, то партия Литвина будет объединяться с Партией регионов, либо Литвин будет договариваться, чтобы ему и ряду его соратников позволили переизбраться в депутаты по мажоритарным спискам.
Думаю, что Литвин будет бороться за то, чтобы была реализована смешанная модель избирательной системы, так как она дает ему и части его соратников шанс на сохранение политической карьеры.
- Как Вы думаете, как повлияет близость выборов на работу парламента? Мотивирует ли она депутатов более тщательно работать над законопроектами, или, наоборот, они будут принимать их так активно, как это было с пенсионной реформой в конце прошлого сезона?
- Мы уже видим, что сегодня парламент не является самостоятельным институтом власти. Но в существующей ситуации есть и плюсы, ведь Верховная Рада работает достаточно результативно, нет прецедентов, когда важные законопроекты не принимаются из-за того, что нет устойчивого большинства. Сейчас главный фактор - наличие согласованной политической воли у Президента и правительства. Прежде всего нужно, чтобы глава государства был заинтересован в том или ином законодательстве и, чтобы в самом правительстве утвердили, что тот или иной законопроект нужно как можно скорее провести через парламент. Если такая политическая воля есть, то Верховная Рада, как правило, утверждает законопроект без проблем.
Конфликтные ситуации могут возникать только тогда, когда в парламенте будут утверждать или рассматривать тот или иной контраверсионный законопроект. Как это было. Например, с Налоговым кодексом и с пенсионной реформой. В таком случае оппозиция, которая не может заблокировать работу Верховной Рады, будет пытаться блокировать принятие законопроектов через различные поправки, различные регламентные нормы и т.п..
Скорее всего, чем ближе к выборам, тем меньше будут рассматриваться в Верховной Раде контраверсионные законопроекты, содержащие в себе те или иные политические или социальные риски. Все сложные реформы, которые могут иметь хотя бы частичные негативные последствия будут перенесены на послевыборный сезон. На мой взгляд, именно такой сценарий наиболее вероятен.
Опять таки, что касается близости выборов, то ситуация в этом году будет несколько иной по сравнению с прошлыми политическими сезонами. В это время парламент всегда превращался в некую популистскую трибуну, часто выдвигались различные популистские инициативы. Сейчас и партия власти, и оппозиция тоже будут использовать парламентскую трибуну для предвыборной агитации и все, особенно оппозиция, будут выдвигать популистские законодательные инициативы, но они вряд ли будут иметь шансы на продвижение. Зачем дарить подарки оппозиции? Партия власти этого делать не будет.
- То есть революционных действий от парламента не стоит ожидать?
- Изменить ситуацию в парламенте и повлиять на общий политический климат могут, вторая волна глобального экономического кризиса, или какие-то острые локальные экономические и социальные кризисы в стране, если они состоятся. Если же ситуация в экономике и социальной сфере будет под контролем, то, я думаю, что действительно никаких кардинальных изменений, а тем более революций нет оснований ожидать.
- Представители оппозиции неоднократно заявляли о том, что имеют серьезные намерения добиваться досрочных выборов. По Вашему мнению, перспектива досрочных выборов парламента сегодня существует?
Когда мы говорим о досрочных выборах, надо помнить, что мы вернулись в конституционное поле 1996 года. И сейчас Верховную Раду можно распустить только по одной причине - если парламент не будет работать в пленарном режиме в течение месяца в рамках одной сессии. Как такое может быть? Только в одном случае. Если в этом будет заинтересована правящая партия, которая спровоцирует искусственный парламентский кризис.
Ведь сейчас оппозиция сама по себе не в состоянии этого сделать. У них нет даже 150 голосов для того, чтобы созвать внеочередную парламентскую сессию или инициировать какое-то серьезное решение, например, вотум недоверия спикеру или правительству. Вообще, впервые с начала 90-х, мы столкнулись с ситуацией, когда парламентская оппозиция очень слаба ... Поэтому она не может самостоятельно заблокировать работу парламента. Последняя такая серьезная попытка была при ратификации "Харьковских соглашений", но и она не удалась. Поэтому, если не изменится ситуация в стране, вряд ли она изменится в парламенте.