9/11: Десять лет спустя [ Редагувати ]

Со дня самого знаменитого теракта в истории США миновало десятилетие. Все эти годы прошли под знаменем борьбы с терроризмом: изменилась структура госорганов США, увеличены расходы на Пентагон, начата, но не закончена операция в Афганистане. Но стал ли мир безопаснее?
В "черный вторник" почти десять лет назад всеобщее внимание было приковано к событиям в США. Одиннадцатое сентября 2001 года стало днем, когда представление Америки о безопасности поменялось навсегда. Да и не только Америки. Волна противоречивых слухов, паники, биржевых обвалов, опасений, что вот оно – начало Третьей мировой войны – накрыла практически весь мир. А телевидение разных стран раз за разом повторяло одни и те же шокирующие кадры: сначала "боингов", врезающихся в здания Всемирного торгового центра, а затем – и само обрушение башен-"близнецов".
События того дня навсегда вошли в историю. Жертвами теракта стали почти три тысячи человек, и для Штатов эти потери оказались ошеломляющими в первую очередь потому, что речь идет о гибели амеркианских граждан на территории страны, а не далеко за ее пределами. Ответственность за захват четырех самолетов и последующие атаки на Нью-Йорк и Вашингтон была сходу возложена на террористическую сеть "Аль-Каида". Но на протяжении всех последующих лет в той или иной степени склонные к прикладной конспирологии круги продолжали обсуждать различные версии произошедшего, среди которых преобладают вариации на тему заговора правительства, спецслужб, финансовых кругов и мировой закулисы – в разных комбинациях "заговорщицких компонентов"... Слова "Это война!" прозвучали практически сразу. В первом же своем обращении к нации президент США пообещал: "акт массового убийства" не останется безнаказанным. "Америка, наши друзья и союзники объединяются вместе с теми, кто стремится к миру и безопасности в мире. Мы держимся вместе, чтобы победить в войне с терроризмом", - заявил Джордж Буш-младший. А твердость намерений главы сверхдержавы продемонстрировало его последующее выступление в Конгрессе США.
Речь, которую 20 сентября 2001 года Джордж Буш произнес перед парламентом и американским народом, во многом определила политику США на последующие годы. Фактически, президент объявил войну терроризму. "Мы направим все ресурсы, имеющиеся в нашем распоряжении - все средства дипломатии, все возможности разведки, все правовые инструменты, все финансовое влияние и все необходимое оружие - на поражение и разрушение глобальной террористической сети", - пообещал глава американского государства. Одна часть его обещаний была выполнена в короткие сроки, другая – актуальна до сих пор.
Теракты 11 сентября показали, что американцы не могут чувствовать себя защищенными на своей земле. "Нашей нации дали понять: мы не защищены от атак. Мы примем решительные меры против террористов и для защиты американцев", - говорил Джордж Буш. Слово с делом у Белого дома далеко не разошлись. В ближайшие годы была изменен принцип координации "безопасных" действий на государственном уровне – уже в октябре 2001 года было презентовано Управление внутренней безопасности, которое с марта 2003-го функционирует как Министерство внутренней безопасности. Параллельно был принят "Патриотический акт", расширяющий полномочия спецслужб. Несмотря на то, что многочисленные правозащитники крайне резко восприняли новшества, ограничивающие права граждан, широкие общественные круги стали внимательнее относиться к лозунгу "Все для безопасности!". Увеличение бюджетов спецслужб и Пентагона поначалу тоже воспринималась как вынужденная, но неминуемая мера, но со временем отношение к затратам – в первую очередь армейским – поменялось. Военные операции США за рубежом затянулись.
О том, что блиц-криг не ожидается, руководство Штатов предупредило сограждан заранее. "Американцы не должны ожидать всего одного боя. Они должны быть готовы к длительной кампании, не похожей на любую другую, какую мы видели. Она может включать эффектные удары, транслируемые по телевидению, и скрытые операции, засекреченные даже в случае успеха. Мы лишим террористов финансирования, обратим их друг против друга, будем мотать их из стороны в сторону, не давая им ни сна, ни отдыха. И мы будем преследовать страны, предоставляющие помощь или убежище террористам", - клялся Джордж Буш перед Конгрессом. Первая цель атаки была определена тогда же: в Афганистане при власти находилось исламистское движение "Талибан, которое активно сотрудничало с "Аль-Каидой". Движению был предъявлен ультиматум: террористы будут выданы властям, лагеря по их подготовке закрыты, а США получит доступ к оным для инспекции, или… "Талибан" остановился на варианте "Или…". Операция "Несокрушимая свобода" была начата уже в октябре 2001 года. До конца года режим талибов пал. Страну возглавил Хамид Карзай (который затем стал "временным президентом"), а за обеспечение безопасности в стране взялись Международные силы содействия безопасности (ISAF) под эгидой ООН и НАТО. За минувшие почти десять лет окончательно разбить "Талибан" ISAF (в состав которых входят и украинцы) так и не удалось. В декабре 2010 года следующий американский президент Барак Обама признал: успех в Афганистане – "хрупкий и обратимый". Тем не менее, центральные участники операции планируют в ближайшие годы вывести свои войска. Американский исход (он был одним из предвыборных обещаний Обамы нации, уставшей воевать за рубежом, – ведь кроме афганской войны за минувшее с 11 сентября десятилетие США успели инициировать и провести вторую иракскую кампанию на более зыбких "всеобщебезопасных" основаниях) начался в июле 2011 года, а завершиться должен в 2013-м…
Выведение американских войск из Афганистана (а военнослужащих США там составляют подавляющее большинство) одобряется далеко не всеми политическими кругами. Республиканцы по большей части – традиционно против. Но некоторым аргументом в пользу того, что "Успех близок", – послужила удача операции "Копье Нептуна" в мае 2011 года.
Одной из главных задач, поставленных перед американскими спецслужбами после терактов 2001 года, была "найти и обезвредить" лидеров "Аль-Каиды". С непосредственной "антитеррористской" деятельностью США справлялись с переменным успехом. Вопреки обещаниям "Как можно скорее", официально признанный террористом номер один глава "Аль-Каиды" Усама бен Ладен оставался на свободе практически все десять лет, минувшие с "черного вторника". Известие о смерти бен Ладена было получено только в 2011 году. Второго мая он погиб во время штурма американскими военными дома в пригороде Исламабада, который и был определен как место обитания главного врага США. Тело Усамы бен Ладена было сразу же вывезено в Афганистан, там опознано – и тут же похоронено в море. Стремительность операции, а главное – ее завершающего этапа, породила новую волну подозрений: от "США уже давно убили бен Ладена" через "Бен Ладен вывезен в Штаты" до "Это был не он!". Однако спустя несколько дней, 6 мая, смерть своего лидера подтвердила "Аль-Каида". Дело предшественника готов продолжить еще недавно "террорист номер два" – Айман аз-Завахири.
В США смерть бен Ладена была встречена с ликованием. "Это хороший день для Америки. Наша страна сдержала обещание добиваться правосудия. Мир стал безопасней после смерти Усамы бен Ладена", - считает Барак Обама. Тезис о большей безопасности мира, безусловно, все еще требует доказательств. Но символическое значение смерти "первого врага нации" меньшим от этого не становится. Убив Усаму бен Ладен менее чем за полгода до десятилетней годовщины терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, американцы нагляднейшим образом продемонстрировали свои успехи в борьбе с "Аль-Каидой". Вот только достаточно ли этого, чтобы Америка могла теперь спать спокойно?
С одной стороны, после череды операций (кроме Усамы бен Ладена в 2011 году были убиты еще несколько видных членов террористической организации – включая и влиятельного Атию Абд аль-Рахмана), часть специалистов, включая не только американских, уверена, что масштабные теракты остались у "Аль-Каиды" в прошлом. "По нашей оценке, "Аль-Каида" уже не способна совершить такие теракты, как 11 сентября", - уверен глава Федеральной разведывательной службы Германии Эрнст Урлау. Сами же американцы убеждены, что отныне в крупных кампаниях против террористов нет необходимости – достаточно точечных операций, вроде "Копья Нептуна". С другой стороны, праздновать победу раньше времени в Вашингтоне, вероятно, не собираются. Раньше времени сбрасывать со счетов "Аль-Каиду", наверное, не стоит – особенно в свете того, что череда революций в исламских странах дестабилизировала ситуацию на Ближнем Востоке. Так, к примеру, ширятся слухи о том, что многие террористы оказались на свободе после свержения Муаммара Каддафи в Ливии – кроме того, они смогли и вооружиться. Да и "Аль-Каида" – это не единственное террористическое движение, разделяющее идеалы исламского фундаментализма…
Достаточно показательным выглядит тот факт, что новым шефом ЦРУ в 2011-м стал Дэвид Петрэус – бывший командующий Центральным командованием вооруженных сил США, который успел поруководить и многонациональными силами в Ираке, и коалиционными силами в Афганистане. А его предшественник на посту главы Центрального разведывательного управления Леон Панетта занял пост министра обороны… Кроме того, американцы, похоже, не забывают и о "встречном" символизме. Предполагается, что накануне смерти Усама бен Ладен готовил "юбилейные" теракты, которые должны были произойти в день десятой годовщины знаменитой атаки. Циркулирующие в последние месяцы слухи о повторении событий сентября 2001 года официально не подтверждаются. Но все же меры безопасности в США усилены, пресса обсуждает возможные альтернативы захвату самолетов, а Пентагон призывает "не терять бдительности". "Наша война с террором начинается с "Аль-Каиды", но она этим не заканчивается. Она не кончится, пока все террористические группировки на земле не будут обнаружены, остановлены и разгромлены", - обещал в свое время Джордж Буш. И в самом деле – может ли в нынешних условиях такая война в принципе закончиться?..