Европа устроила Путину демарш [ Редагувати ]

27 сентября представители Еврокомиссии провели обыски в дочерних предприятиях ОАО "Газпром" в Чехии и Германии. Параллельно с этим проверки прошли в 10 государствах Восточной и Центральной Европы. Российского газового гиганта подозревают в монополизации рынка, а правительство РФ – в использовании "голубого топлива" в политических целях.
Антимонопольные обыски
27 сентября в дочерних предприятиях ОАО "Газпром" в Германии и Чехии. В тот же день в 10 других государств восточной и центральной Европы прошли проверки компаний российского газового гиганта. "Сегодня утром к нам в здание с ордером на обыск пришли несколько сотрудников Еврокомиссии, они проверяют деятельность нашего предприятия", - сообщила во вторник пресс-служба Газпром-Германии. "Мы очень удивлены таким визитом, но не видим в этом особых проблем. Подразделения "Газпрома" работают открыто. И нам нечего скрывать", - сказал официальный представитель компании Буркхард Вельки. В Еврокомиссии пояснили: обыски – насущная необходимость. "Причина проверок, проведенных во вторник Еврокомиссией - вовсе не в плохом настроении руководителей каких-либо компаний или правительств. ЕС является гарантом соблюдения законов и европейскими, и иностранными компаниями. А все, кто работает на территории Евросоюза, должны их соблюдать", - пояснила официальный представитель Еврокомиссии Амилия Торрес. Позже, в ее ведомстве конкретизировали, в чем подозревают дочерние предприятия "Газпрома". "Комиссия расследует возможные антиконкурентные практики в области поставок природного газа в государствах-членах Центральной и Восточной Европы. Расследование фокусируется на уровне поставок, где в одностороннем порядке или путем соглашений конкуренция может быть затруднена или задержана. Комиссия подозревает ограничительное поведение, такое как раздел рынка, препятствия доступа к сети, препятствия диверсификации поставок, а также возможное эксплуататорское поведение, например, завышенные цены. Любое такое поведение может быть нарушением антимонопольных правил ЕС, которые запрещают злоупотребление доминирующим положением и ограничительной деловой практики", - отмечают в Еврокомиссии. Как стало известно, официальным предлогом для проведения проверок стал январские претензии Литвы к российскому газовому монополисту. Тогда Литва сообщила Брюсселю, что Газпром злоупотребляет доминирующим положением крупнейшего поставщика газа в Европе, препятствуя либерализации энергетического рынка в этом прибалтийском государстве. Российская компания все обвинения отрицала.
И вот, спустя девять месяцев в дочерних предприятиях Газпрома состоялись обыски. Примечательно, что Еврокомиссия обыскивала не только газпромовские "дочки", но и компании-партнеры. В частности, проверили и первую по объемам продаж газа в Германии компанию Eon, являющуюся партнером россиян. Кроме того, обыск провели и во второй по объемам продаж природного газа в Германии (около 20%) компании RWE, с которой у Газпрома был подписан меморандум о сотрудничестве. Заключение этого соглашения аналитики рассматривали как предпоследний шаг перед установлением монополии российского газового гиганта в ЕС. Последним должно было стать наращивание мощностей в Старом Свете. Теперь же Газпрому грозят нешуточные штрафы. Если сговор дочерних компаний и препятствие в либерализации европейского энергетического рынка будут доказаны, Газпром потеряет до 10% годового оборота своих компаний в Европе. В одной лишь Германии сумма штрафов составит около 900 миллионов долларов.
Пока российская компания отвергает все обвинения. "Сам по себе факт проверки не означает какого-либо признания нарушения антимонопольного законодательства или обвинения в нем. ОАО "Газпром", будучи пионером либерализации европейских рынков, всегда было и остается сторонником конкуренции на рынке газа. ОАО "Газпром" всегда уделяло большое внимание соблюдению всех норм международного права и законодательства в странах, где группа Газпром осуществляет свою деятельность", - говорится в официальном заявлении Газпрома, распространенном в среду. "ОАО "Газпром" окажет всю необходимую и находящуюся в рамках требований законодательства поддержку для проведения инспекций и уже проинструктировало руководителей дочерних и зависимых компаний о необходимости оказания содействия выполнению законных требований проверяющих. Компании по-прежнему будут принимать все меры, чтобы полностью выполнять свои контрактные обязательства перед клиентами", - обещают в Газпроме. Однако поводов для оптимизма у российской компании скоро может не оказаться. Ведь многие связывают активность Еврокомиссии не столько с экономическими проблемами, сколько с политическими.
Кому Путин не мил
Факт проверок, по заявлению, которому уже без малого девять месяцев может насторожить. Почему именно сейчас в Европе озаботились тем, является ли Газпром монополистом. Отчего так долго тянули с проверками, и почему проверяют не только дочерние предприятия Газпрома, но и партнеров российской компании, в частности немецкие RWE EOn, польскую PGNiG, австрийскую OMV? В глаза бросается то, что проверки были начаты после того, как в России на съезде главной политсилы страны правящий тандем наконец-то договорился, кто будет следующим президентом РФ. Им оказался столь не любимый на Западе Владимир Путин. Кстати, именно при Путине произошло превращение Газпрома в эдакий инструмент внешней политики России. Именно нынешний премьер-министр РФ много внимания уделял развитию российского газового монополиста, защите его интересов за рубежом. Бывший и будущий президент России стал привлекать к сотрудничеству в газовой сфере и видных политиков. Так, именно заслугой Путина является то, что между Россией и Германией было заключено соглашение о строительстве Североевропейского газопровода (СЕГ). Кстати, спустя пять месяцев Герхард Шредер, который был федеральным канцлером во время подписания соглашения между РФ и ФРГ по строительству СЕГ, возглавил North European Gas Pipeline Company - компанию-оператора СЕГ. В Германии, естественно, это восприняли весьма негативно. Ведь в консорциуме, возглавляемом Шредером, доминирует Газпром. А поскольку соглашение было о создании СЕГ было подписано лишь за 10 дней до выборов, Шредера обвинили в "политическом предательстве" ФРГ.
И вот в субботу 24 сентября становится известно, что на пост президента России в будущем возвращается человек, который гораздо жестче нынешнего главы РФ и который не брезгует использовать "газовую дубину" во внешней политике. Тут уже можно и воспринять всерьез литовскую жалобу, и, заодно, провести проверки парнтеров Газпрома. В последнем случае европейские компании не только проверяются на честность, но и получают своеобразное "предупреждение" по поводу того, к чему может привести сотрудничество с россиянами. Европа уже и так противится российской энергетической экспансии. В частности, в ЕС начали активизировать переговоры с Азербайджаном и Туркменистаном по поводу наполнения газопровода Набукко и постройки ради этого транскаспийского газопровода. Последнему сильно противится Россия, выдвигая мыслимые и немыслимые аргументы, начиная с экономических и заканчивая экологическими и юридическими (правовой статус Каспийского региона), предлагая взамен свой Южный поток. В этом вопросе РФ не гнушается и дипломатическим давлением, что успело вызвать критику Европы. "Если же россияне будут пытаться ставить палки в колеса "южному коридору" - технически, прокладывая газопровод South Stream, или политически, осуществляя давление на Ашгабат и Баку, - то я лично буду меньше доверять долгосрочным газовым контрактам и меньше верить в тезис о том, что газ не является для России политическим инструментом", - цитирует Deutsche Welle заявление еврокомиссара по энергетике Гюнтера Эттингера от 13 сентября.
Примечательно также, что обыски в Европе проходят тогда, когда Украина пытается договориться с Газпромом по газовым контрактам. Вряд ли можно назвать случайностью то, что за несколько дней до отбытия украинской делегации в Москву у нее, благодаря европейцам, появляется возможность улучшить позиции Украины. Ведь в нынешних непростых условиях Газпром может смягчить свои требования для нашей страны. Впрочем, не следует обольщаться: такая "помощь" европейцев - это не акт поддержки Украины, а способ обезопасить себя от давления России и пошатнуть позиции Кремля на газовом рынке Старого Света. Тем не менее, для Украины это прекрасный шанс выбить из стратегического партнера максимум уступок по интересующим нас направлениям.