Президенты сохранили интригу [ Редагувати ]

От октябрьской встречи Виктора Януковича и Дмитрия Медведева ждали заметного потепления в отношениях двух стран. После памятного летнего похолодания президенты продемонстрировали нерушимость дружбы и сотрудничества. Но в острые темы ясность не внесли.
На протяжении почти года отношения России и Украины во многом определялись двумя "нежеланиями". Москва упорно отказывалась пересматривать удобные для нее контракты 2009 года, а Киев уверенно отметал предложения перевести дружбу на новые интеграционные рельсы — например, в рамках Таможенного союза. На протяжении весны-лета 2011 года накал страстей достиг такого уровня, что в первой половине сентября "братское" взаимодействие двух государств эксперты начали было определять как подготовку к новой "газовой войне". Некоторое затишье было достигнуто после поездки Виктора Януковича в Подмосковье, где украинский президент обсудил проблемы сразу с обоими представителями правящего в РФ "тандема". По итогам встречи все заинтересованные лица бодро рапортовали о том, что лидерам двух стран удалось приблизиться к консенсусу и достичь принципиальной договоренности. Но известная часть этой договоренности касалась только намерения продолжить переговоры. С тех пор одни участники переговорного процесса не слишком настойчиво анонсировали возможный предмет торга, другие время от времени эти анонсы опровергали. Внести ясность стороны обещали к середине осени — на 18 октября была запланирована встреча двух президентов в рамках украинско-российского межрегионального экономического форума в Донецке.
С приближением дня проведения форума ситуация не становилась принципиально яснее. Главные переговорщики — глава правления "Газпрома" Алексей Миллер и министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко — регулярно докладывали о том, что обсуждение "газовых" вопросов проходит то "в конструктивном ключе", то "продуктивно". Украинская верхушка сохраняла надежду на то, что в течение нескольких недель проблема будет решена, и уже к ноябрю Киев добьется обновления контрактов. "Я убежден, в ближайшие недели мы найдем компромисс с Россией по цене на газ и получим справедливую и приемлемую цену", - повторял премьер еще 12 октября. Россияне же, судя по заявлениям, никуда не торопились. "Абсолютно точно, в ближайшие дни никаких окончательных договоренностей не будет достигнуто. Думаю, что первых результатов не стоит ждать раньше ноября", - отмечал в середине же октября Алексей Миллер.
Сдержанность руководства "Газпрома" способствовала тому, что эксперты не спешили делать сенсационные прогнозы в канун донецких встреч. "Никаких сенсаций в газовом вопросе завтра ожидать не стоит", - предполагал за день до форума эксперт по вопросам энергетики, экс-пресс-секретарь "Нафтогаза" Валентин Землянский. Дополнительную неопределенность вносило и то, что за неделю до запланированного сеанса сотрудничества Печерский районный суд Киева вынес обвинительный приговор по "газовому" делу против Юлии Тимошенко. С одной стороны, в России на это известие отреагировали достаточно остро, по всей видимости, опасаясь возможного влияния такого вердикта на будущность контрактов. С другой стороны, еще более острая реакция на приговор со стороны Запада и возникшие в связи с ней евроинтеграционные проблемы украинского руководства тоже могли серьезно повлиять на атмосферу украинско-российских переговоров.
Несмотря на драматичность предшествующих событий донецкий форум, на первый взгляд, прошел в подчеркнуто дружественной обстановке. Даже пресловутое проблемное решение по Тимошенко гости из Белокаменной обсуждали поскольку-постольку — исключительно в контексте уважения к украинской Фемиде, плавно переходящем в уважение к незыблемости контрактов. "Я исхожу из признания государственного суверенитета Украины в отношении всех решений, принимаемых властями, в том числе судебной власти, имея в виду и независимость суда, - признал Дмитрий Медведев право украинской юстиции на самоопределение. Но не преминул уточнить: "Я хотел бы, чтобы в результате тех или иных актов суда не ставились под сомнение международные обязательства как в области публичного права, так и в области международного частного права", - поясняя, что речь идет-таки о "контрактах между компаниями".
Возможно, наболевшее и плотно обсуждалось во время встречи президентов тет-а-тет, но большая часть публичных заявлений глав двух государств была посвящена "профильным" для форума вопросам межрегионального сотрудничества. В присутствии президентов подписали ряд документов, включая и межправительственное соглашение о порядке приграничного движения. Хотя Виктор Янукович уделил внимание и проблемной теме демаркации границ, 18 октября в Донецке ключевой темой, пожалуй, стало облегчение жизни двух народов. Президенты говорили и об упрощении пограничного режима в поездах, и о налаживании авиасообщения, и о возможности запустить межгосударственные электрички. "Российско-украинские отношения не должны сводиться только к разговорам о том, по каким ценам приобретать газ и как выстраивать такое важнейшее направление сотрудничество как энергетическое", - обнадеживал Дмитрий Медведев.
Дополнительную ноту в симфонию обоюдной благожелательности внесла и знакомая "палочка-выручалочка", всегда помогающая проиллюстрировать успехи двухстороннего сотрудничества Киева и Москвы — рост товарооборота, о котором президенты и премьеры двух стран говорят во время почти каждой встречи. На сегодня уровень оного, по словам Виктора Януковича, превысил планку в 50 миллиардов долларов, достигнув исторического максимума. Дмитрий Медведев, в свою очередь, отметил, что для Украины Россия является торговым партнером "номер один". А позиции Украины в российском рейтинге несколько ниже — у соседей наше государство на четвертом месте. "Это (четвертое место, - "Подробности") – тоже очень хорошая позиция. Потенциал роста имеется, он очень значительный. То, чего мы достигли, внушает значительную долю оптимизма", - пояснил глава российского государства.
Как бы впечатляющими ни были торговые успехи сейчас, РФ обычно не устает напоминать о том, что Украину могут ждать еще более блестящие перспективы — в рамках Таможенного союза. Между тем, такие традиционно проблемные темы для обсуждения как ТС и переговоры о газе во вторник в Донецке все-таки поднимались, но не с таким жаром, как это можно было ожидать.
В полном соответствии с прогнозами экспертов, 18 октября так и не стало днем "газовой" сенсации. О чем именно говорили президенты за закрытыми дверьми неизвестно, но приподнимать завесу тайны на ходом переговоров они не стали. "Хочется верить, что в ближайшее время мы расставим все точки над "і", - просто сообщил Виктор Янукович.
Приблизительно в таком же неконкретном виде всплыла в Донецке и тема Таможенного союза. Накануне форума ТС-перспективы в Украине взялись обсуждать более бурно, чем ранее. Основной причиной этого стали затруднения в общении с Евросоюзом. Пока окончательно выяснялась судьба сорвавшейся-таки поездки Виктора Януковича в Брюссель, украинские политики чуть ли не в массовом порядке взялись оценивать альтернативы. "Поэтому я могу прогнозировать такое развитие событий, что если будет в дальнейшем продолжаться или возьмет верх позиция тех европейских политиков, которые говорят, что из-за дела Тимошенко нужно с Украиной прекратить иметь дело или только технически вести переговоры о зоне свободной торговли, то я думаю, что Украина откажется от такой позиции… и сделает ставку на экономический прагматизм", - рассуждал Владимир Литвин, рассматривая под "экономическим прагматизмом" обещанные Россией выгоды от вступления в ТС. Спикер в своих прогнозах не одинок. "Если от Европейского союза прозвучат абсолютно четкие сигналы "нет", то достоверность переориентации на Таможенный союз достаточно велика. Люди, которые сегодня хотят видеть Украину в Таможенном союзе, могут получить очень серьезный аргумент в пользу тезиса о том, что нужно двигаться в этот союз", - чуть аккуратнее выражает ту же мысль вице-премьер Сергей Тигипко.
Ввиду нынешних проблем, неудивительно, что 18 октября украинский президент комментировал перспективы сотрудничества с ТС уже в формулировках, несколько отличных от "3+1 и никак иначе!". "Что касается Таможенного союза, мы много раз с Дмитрием Анатольевичем обсуждали эту тему. И сегодня продолжаем ее обсуждать, мы ищем формы сотрудничества с Таможенным союзом, потому что мы иначе не можем к этому относиться", - рассказал глава государства. Категорически отказываться взаимодействия Киев уже не спешит. Теперь Украина ссылается, скорее, на желание посмотреть, как это работает, и уже потом принимать решение. "Мы должны увидеть результаты его (Таможенного союза, - "Подробности") реальной работы, вступление в ВТО России, Казахстана, как они грозятся", - объяснял Виктор Янукович неготовность сейчас же подписываться на членство в ТС. Россия же не упустила шанс напомнить: "слегка" в союзы с ней не вступают. "Не может быть вступления в Таможенный союз, как, кстати, скажем, и в Евросоюз, и в любой другой союз в каком-то особом формате. Если речь идет об интеграционных процессах, придется вступать полностью и подписывать все документы и брать на себя все обязательства", - снова предупредил Дмитрий Медведев.
Украинское руководство продолжает настаивать: идея о том, что сотрудничать и свободно торговать нужно со всеми, возникла давно. Иллюстрацией тому может служить подписанное в тот же день, 18 октября, в Санкт-Петербурге соглашения о Зоне свободной торговли в рамках СНГ, запустить которую пытаются уже не первое десятилетие. "Подписание договора о зоне свободной торговли со странами СНГ и подписание договора о зоне свободной торговли со странами ЕС – это два пункта одного плана: плана открытия для украинской экономики внешних рынков, что необходимо для стабильного экономического развития в нашей стране в условиях, когда внешние рынки, как известно, неспокойны", - заверял слушатель делегированный в Россию Николай Азаров. И все же, чем сложнее отношения с ЕС, тем заметнее может оказаться крен Украины в сторону РФ. Судя по сообщениям прессы, российские гости донецкого форума подобное изменение положения дел всецело приветствуют и в ТС-будущности Украины мало сомневаются. Не забывают о заявлениях в стиле "В ЕС не очень-то и хотелось!" и в Киеве. Тем не менее, эксперты к возможной смене курса относятся настороженно. "Если власть опасается давления со стороны Путина, то единственный способ избежать такого сценария – это с удвоенной силой заняться евроинтеграцией. Политика задабривания в российском направлении в любом случае не приведет ни к чему хорошему: Киев продемонстрировал слабость, а со слабыми партнерами никто не считается, им диктуют свою волю", - цитирует "Независимая газета" политолога Сергея Тарана. Но интеграционными тонкостями нынешние затруднения в общении двух государств не ограничиваются. Вопросом номер один по-прежнему остаются "газовые" контракты. Президенты о них, по слухам, так и не договорились и посоветовали ждать результата переговоров Юрия Бойко и Алексея Миллера. Кроме того, не завершился пока визит украинского премьера в Россию. Самое интересное еще впереди.