"Челленджер": 73-секундная жизнь американского космического корабля [ Редагувати ]
28 января 1986 произошел взрыв американского космического корабля многоразового использования "Челленджер".
Старт космического корабля "Челленджер", должен был состояться 28 января 1986 года в 9 часов 38 минут по местному времени с мыса Канаверал (штат Флорида). В последний момент он был перенесен на 14.00. В последующем объяснении сообщалось, что обнаружились небольшие неполадки в герметической системе запоров люков, которые специалисты обещали быстро устранить.
Поскольку была разрешена прямая трансляция с места старта, телевидение, чтобы заполнить возникшую паузу, передавало историю полетов в космос кораблей системы "Спейс-Шаттл" и пророчило этому новому чуду ракетной техники великое будущее. Прогнозы телевидения не были лишены оснований. До этого момента космонавты успели осуществить 24 успешных полета кораблей "Шаттл".
И вот наконец отсчет времени пошел на секунды: до старта осталось... "Челленджер" оторвался от стартовой площадки и поднялся в небо, оставляя позади себя серебристый шлейф. Зрители внимательно следили за полетом. Полет проходил в штатном режиме. Скорость космического корабля достигла трех тысяч километров, высота - семнадцати километров.
Успешный, на первый взгляд старт, еще более усилил трагедию, случившуюся через несколько десятков секунд после того, как корабль, казалось, беззаботно устремился к орбите. На 73-ей секунде полета в небе вспыхнул яркий желтый жар. "Челленджер" в считанные доли секунды превратился в белое раскаленное облако. Корабль "Челленджер" разрушился. Все семь членов экипажа - Скоби, Смит, Резник, Макнейр, Онизука, Джарвис и Маколиф - погибли.
Причины катастрофы крылись в недостаточно надежной конструкции соединения сегментов в твердотопливном ракетном ускорителе. Дело в том, что в ночь перед запуском "Челленджера" над космодромом разразилась ледяная буря, в результате которой соединения и уплотнительные кольца на ускорителях сильно переохладились. При запуске кольца на ускорителях оказались недостаточно эластичными, вследствие чего образовалась постоянная щель, через которую прорвались продукты сгорания. Язык пламени достиг одной из распорок, фиксирующих ускоритель.
Вскоре после того, как "Челленджер" прошел точку максимального динамического давления, распорка прогорела, ускоритель повернулся, прорвал днище водородного бака топливного блока и повредил кислородный бак. Огромный топливный блок мгновенно взорвался, "Челленджер" разгерметизировался, и его экипаж погиб от удушья за несколько секунд, в течение которых запас воздуха вышел из корабля. Сами же твердотопливные ускорители, которые стали причиной катастрофы, имели собственную систему наведения и продолжали полет до тех пор, пока им не была дана с Земли команда на самоуничтожение.
После взрыва "Челленджера" дальнейшие полеты в космос временно прекратились. Все пятнадцать запланированных вылетов "Шаттл" на 1986 год были отменены. При расследовании катастрофы инженеры обнаружили и исправили еще несколько недоработок, которые могли в дальнейшем привести к неприятностям. Наиболее важным изменением было изобретение нового соединения сегментов ускорителя с тремя уплотняющими кольцами и более эффективным креплением.