Гендер и ТВ: неевропейский подход [ Редагувати ]
В связи с Международным женским днем на прошедшей теленеделе особенно много говорили о проблемах гендерного равенства - в политике, обществе, семье. Учитывая, что и политическая, и общественная активность в значительной степени реализуется посредством ТВ, возникает вопрос: "Что предусматривает гендерное равенство на ТВ?"
Наталья Лавриненко, старший научный сотрудник Института социологии НАН Украины, кандидат философских наук:
- Прежде всего, избавление от трансляции стереотипных представлений о ролях мужчины и женщины. Традиционное понимание предполагает, что в женщине преимущественно видят мать, жену, любовницу, а часть ее жизни, связанную с профессиональной деятельностью, гендерные стереотипы не отражают.
Учитывая, что ТВ - один из самых влиятельных каналов информирования, можно понять, насколько сильно оно влияет на формирование гендерных стереотипов. А под гендерным равенством подразумевается несколько моментов в работе ТВ.
Во-первых, необходимо, чтобы тот словесный поток, который льется с экрана, принадлежал и мужчинам, и женщинам. В результате социологического исследования, в ходе которого анализировали телевизионные новости четырех каналов, было подсчитано, что в среднем женщины упоминаются в телевизионных новостях в семь раз реже, чем мужчины. А в политических новостях - в 30 раз реже. И даже когда речь идет о таких социальных сферах, как педагогика и культура, женщины все равно упоминаются в три раза реже, чем мужчины. Налицо гендерный дисбаланс, который отражает ситуацию в обществе.
Во-вторых, и визуальный ряд на ТВ имеет большую смысловую гендерную нагрузку. Будь это реклама или заставка, мужчину в этой картинке чаще всего помещают выше, чем женщину, а женщина, как правило, изображается в роли покорного, слабого существа, на которое мужчина смотрит покровительственно.
Третий момент - соотношение количества сотрудников, работающих на ТВ. Подсчитано, что хотя женщин достаточно много на ТВ, но их гораздо меньше на руководящих должностях - среди редакторов, начальников отделов, то есть тех людей, которые отвечают за содержание материала. Отдельно можно отметить, что очень редко женщины появляются на ТВ в качестве экспертов по каким-либо экономическим или политическим вопросам, гораздо чаще - как красивый объект. Хотя уровень образования наших женщин нередко выше, чем у мужчин.
Дмитрий Киселев, главный редактор службы информации ICTV:
- Говорить о гендерном равенстве в Украине не приходится. В силу очень многих причин и прежде всего - традиций украинской культуры. И это - совершенно неевропейский подход. Страна, провозгласившая европейский выбор, должна представлять, что этот выбор предполагает и модернизацию традиционной украинской культуры. Пока это проблема.
А гендерное равенство на ТВ предполагает, конечно же, представление в равных долях позиций мужчин и женщин, вообще совершенно иное позиционирование женщины на телевидении. Сейчас она позиционируется в основном как сексуальный объект. Причем это просто "прет" с экранов. Ничего подобного в Европе, конечно, нет. Кроме того, на украинском ТВ отводится только определенный возрастной сектор для женской активности. Верхний порог - 25-30 лет. Женщин другого возраста показывают редко.
Но можно говорить еще о гендерном равенстве применительно к телезрителям. Скажем, я не представляю, что может смотреть женщина в возрасте "за 50" на украинском ТВ. Что она должна смотреть? Пропитанные сексом сериалы, глупые игры? Или она обязательно должна терзаться политическими проблемами? Вот это, мне кажется, - заметное проявление гендерного неравенства. То есть, нет нормальных интересных (и серьезных) программ, которые переосмысливали бы окружающую действительность, просто рассказывали о мире и тех процессах, которые переживает Украина.