Художественный провал года - реконструкция Майдана Незалежности [ Редагувати ]

Уважать Украину в мире будут только тогда, когда мы начнём уважать себя сами. Художественным провалом года, по мнению многих экспертов, не говоря уже о журналистах, стал новый архитектурный облик киевского Майдана Незалежности.
Монументальное строительство - признак упадка любой цивилизации. Закон Паркинсона. Самые замечательные произведения зодчества и просто огромные сооружения включая египетские пирамиды, собор Святого Петра в Риме, Версаль во Франции, Рейхсканцелярию в Берлине, БАМ в Сибири и Родину-мать в Киеве - появлялись тогда, когда власть великих, с чьим именем они связывались, переживала закат. Но пока это не остановило ни одного властителя, считающего себя еще и архитектором.
Но дело, в общем-то, не в личности мэра. Первые симптомы нездоровой склонности к монументальному строительству у киевской власти появились еще лет семь назад. Но то, что тогда существовало в виде достаточно спорных идей, сегодня стало воплощаться в камне и стекле. Если говорить о центральной площади столицы - в стекле особенно.
Подобные сооружения, возможно, строят и в других европейских столицах - из песка или льда. Это как зимняя сказка - пройдет несколько недель и фигуры растают, если что-то не удалось - не жалко, в следующем году удастся. Но купола и глобусы, колонны и триумфальные арки, камни и скульптуры, появившиеся, словно по мановению волшебной палочки на Майдане, не растают. С этим жить нам, нашим детям и внукам. Художественный вкус, чувство меры и пропорции у миллионов украинцев будут воспитываться на примере центральной площади столицы. Пока это дорога в никуда - как недостроенный мост на том же Майдане...
Местная власть, конечно, не должна состоять сплошь из архитекторов и строителей с безупречным вкусом. В конце концов, Жорж Османн, создавший столь знакомый нам образ Парижа XIX века, был полицейским. Вопрос в другом - как к уничтожению исторического центра города отнеслась отечественная интеллигенция. Лучшие представители которой в советские времена рисковали карьерой, а то и жизнью за одно слово правды. Чем "совесть нации" рисковала сейчас? И почему тогда молчала? Неужели Киев, этот поистине вечный город, любит одна Лариса Скорик, которая откровенно сказала о том, что происходит еще до того, как развернулось строительство? Или любовь к относительно комфортной жизни за пазухой у местной власти оказалась сильней?
Говорят, что масштабное строительство - лучший способ остаться в памяти потомков. Возможно и так. Но ведь киевляне еще не забыли анекдотических историй как нынешняя столичная власть тщательно стирала память о предшественниках. Пострадал даже бронзовый Архангел Михаил, которого сослали в виде подарка в Донецк. Не ждёт ли такая судьба и теперешних руководителей столицы?
К тому же слава - славе рознь. Римляне, к примеру, до сих пор помнят имя человека, приказавшего в 30-е годы построить автодорогу посреди античного форума. Но вспоминают его, скажем прямо, не самыми добрыми словами.
Говорят еще о том, что масштабное строительство - это большие деньги. Их, как и в советские времена, строители "осваивают" просто ударными темпами. Но если уже зарывать деньги в землю, - почему бы это не сделать с пользой для общества. Ведь что бы ни говорили о Хрущёве, миллионы людей до сих пор благодарны ему за то, что живут пусть в "хрущёвках", но не в подвалах. Возможно, я не прав, но мне почему то кажется, что добрая память о нынешнем киевском градоначальнике если и останется, то благодаря новым жилым домам, троллейбусным маршрутам, приличным остановкам и подземным переходам, даже бюветам, разумеется, если в них можно будет набирать чистую воду. А за то, что мы теперь наблюдаем на Майдане, будет стыдно. Не чиновникам. Стыдно всем нам.