Старт евро. Во всем ли оправдан оптимизм? [ Редагувати ]

Новость номер один минувшей недели в Европе - введение наличного ЕВРО. Скучную финансовую операцию организаторы денежной реформы попытались превратить в настоящее шоу - с фейерверками, каскадёрами и морем разливанным шампанского. Правда, расчёт руководителей Европейского валютного союза оказался вполне трезвым. Уже 2 января комиссар ЕС по финансовым вопросам Педро Сольбес и президент Европейского центрального банка Вим Дуйзенберг в один голос заявили, что введение новой валюты одновременно в 12-ти государствах прошло успешно. На сегодняшний день в обороте находится купюр и монет на сумму в несколько миллиардов ЕВРО.
За неделю полноценного существования евро появились первые фальшивые банкноты, произошло одно крупное ограбление, в результате которого в руках преступников оказалось несколько миллионов свежеотпечатанных купюр, вспыхнул первый политический скандал, связанный с евро, и министр иностранных дел Италии Ренато Руджеро даже остался без портфеля. И, наконец, в новогоднюю ночь один из жителей Нидерландов выиграл сразу 10 миллионов ЕВРО. Какой окажется судьба единой европейской валюты - покажет время.
Кстати, в Украине купить евро всё еще непросто. Уполномоченные обменные пункты торговать им не имеют права, купюры есть только в коммерческих банках, а монеты вообще отсутствуют.
Во Франкфурте, финансовой столице объединённой Европы операцию по введению евро называют блестящей. Ни одного сбоя и рост курса евро уже в первые дни января, свидетельствующие о высокой степени доверия к новой валюте.
Сейчас все цены в немецких магазинах обозначены в евро. Некоторые торговцы успели даже объявить о скидках в единой европейской валюте. Хотя на самом деле произошла обычная операция - просто два года, когда евро ходил исключительном в безналичном обороте, цены указывались в двух валютах, и если покупатель платил, например, в марках, он, в принципе знал, сколько это стоит в евро.
Каролин Шмиттлер, кассир: "Вообще-то проблем нет. Но всё происходит несколько медленнее. Нужно просто привыкнуть, что всё уже по-другому".
Йозеф Шмидт, покупатель: "Теперь даже не знаю как себя и вести. Определённо всё нужно пересчитывать. Но, наверное, скоро к этому привыкну".
При любом пересчёте, разумеется, сумма округляется, но серьезного повышения цен, по меньшей мере, в Германии, не наблюдается. Руководитель европейского Центрабанка, расположенного во Франкфурте, Вим Дуйзенберг проиллюстрировал это на собственном примере - сказав, что купил биг-мак и земляничный йогурт по той же цене, что и до Нового года. В Испании, правда, некоторые граждане жаловались на дороговизну - но судя по тому, что никаких сколь-нибудь массовых акций протестов не было, речь, скорее всего, шла о своеобразном психологическом эффекте.
Анхель де ля Иглесия, покупатель: "Я рад. Ведь евро объединяет всю Европу, и это очень хорошо для Испании".
Кстати, именно жители Южной Европы испытывают по поводу введения евро наибольший энтузиазм.
Николас Гарганас, заместитель председателя "Банка Греции": "Конечно, мы испытываем определенные сантименты по отношению к старой драхме, но новая валюта должна обеспечить больше финансовой стабильности, больше инвестиций, высокие темпы экономического роста и в конечном итоге более высокий уровень жизни".
Впрочем, как и в любом новом деле, без накладок не обошлось. В Париже туристы жаловались, что их обсчитывали в обменных пунктах, - вместо одного евро за девяносто американских центов, давали девяносто европейских центов за один доллар. Менялы, оправдывались, говоря, что просто не привыкли к новой валюте.
Более серьезный инцидент произошёл в Италии - два продавца попали в больницу с жалобами на аллергию. Подозрение пало на монеты, в сплаве которых - повышенное содержание никеля. Честно говоря, и нам монеты показались неприятными на ощупь, хотя авторы денежной реформы уверяли, что десятки тестов подтвердили их безопасность для здоровья. Правда, в самой Италии сейчас больше обсуждают конфликт в правительстве - в жарком споре схлестнулись как раз сторонники евро и те, кто относится к этой затее скептически. Но, очевидно, перспективы новой валюты от политической и экономической ситуации на Апеннинах зависят в гораздо меньшей степени, чем скажем от состояния немецкой экономики. А здесь прогнозы излишним оптимизмом не отличаются.
Германия всегда была флагманом европейской экономической интеграции. Капитанская рубка находилась на Франкфуртской фондовой бирже. Но в последнее время мотор немецкой экономики начал давать сбои. Темпы экономического роста в минувшем году были одними из самых низких в Европе.
Если так пойдёт и дальше, то вскоре другие страны Евросоюза будут помогать Германии. Многие немецкие аналитики высказывают осторожные надежды на то, что введение евро может стать хорошим стимулом для экономики Федеративной Республики, - в конце концов, зона хождения новой валюты - так называемая Евроландия - это крупнейший рынок, лидируют на котором именно немецкие компании. Но в случае, если этим надеждам не суждено будет оправдаться, крайним, конечно же, объявят евро.
Скептики уже сейчас говорят, что похороны национальных валют были проведены поспешно. И та же марка могла бы еще пригодится. Правда, большинство активных противников евро проживают по ту сторону Ла-Манша. А в Британии, как известно, евро не вводится. Здесь держатся за старый добрый фунт. Тони Блэр, впрочем, намекал, что рано или поздно на это придётся пойти, но когда именно - зависит от успехов новорожденной валюты. И от общей ситуации в мире - по обе стороны Атлантики хорошо помнят, сколько потерял в весе тогда еще безналичный евро после начала косовского кризиса. А доллар с фунтом и после 11 сентября удерживают свои позиции.
Впрочем, введение наличного евро не означает прекращения хождения других европейских валют. Марками или, скажем, эскудо можно будет расплачиваться до конца февраля. Да и в дальнейшем их можно будет обменять в любом отделении банка на евро.
Украинцам, конечно, это будет сделать сложнее. Ведь без потерь произвести обмен возможно только в странах еврозоны. Отечественные банки уже сейчас берут комиссионные, и в дальнейшем обещают их повышать. Правда, большинство украинцев если и имеют сбережения в иностранной валюте, предпочитают доллары. Так уж сложилось, что Вашингтон для них ближе и надежнее, чем Брюссель или Франкфурт.