В Украине фактически не контролируется соблюдение законодательства в сфере рекламы лекарств [ Редагувати ]
По мнению специалистов, государственные органы должны усилить контроль за выполнением законодательства Украины относительно распространения лекарственных средств.
Об этом подчеркивали участники круглого стола на тему "Лекарства и реклама", который состоялся сегодня, 17 июля. В работе круглого стола приняли участие заведующая кафедрой Национального медуниверситета им.Богомольца Екатерина Амосова, директор Института фармакологии и токсикологии АМН Украины Александр Стефанов, доктор наук, эксперт по вопросам рекламы лекарственных средств Анна Григорьева, представитель Государственной инспекции по контролю за качеством лекарственных средств в городе Киеве Анна Пилипенко, президент международного Трейд Клуба Кристиан Гессль и другие.
Как сообщила Григорьева, большинство стран мира считает рекламу лекарств специфическим сектором рекламы на рынке и устанавливает для этого сектора особенные требования, поскольку непродуманная, чрезмерная и агрессивная реклама негативно влияет на здоровье населения и даже может нести угрозу жизни людей. Исходя из этого, в соответствии с резолюцией Всемирной организации здравоохранения еще в 1992 году Совет европейского содружества принял Директиву о критериях запрещения и разрешения на рекламирование лекарственных средств. Согласно этой Директиве, разные страны конкретизировали требования к рекламе лекарственных средств в соответствии со своим законодательством. По словам Григорьевой, в Украине принципы рекламы лекарственных средств впервые законодательно были определены в 1996 году двумя законами: "О лекарственных средствах" и "О рекламе". Основным в этих законах было то, что запрещалась реклама рецептурных лекарств и разрешалась реклама безрецептурных групп. В июле прошлого года был принят новый закон Украины о внесении изменений в закон Украины о рекламе, где введены более жесткие, но обоснованные требования к содержанию рекламы лекарственных препаратов, и которые достаточно полно гармонизированы с европейской Декларацией, сообщила Григорьева.
Однако, отметила Григорьева, этим законом не предусмотрено участие Министерства здравоохранения в рекламе лекарственных препаратов. Проанализировав состояние рекламного рынка лекарств спустя год, сообщила Григорьева, исключение Минздрава из субъектов законодательного права негативно сказалось на качестве рекламной информации и углубило другие проблемы. По ее словам, сегодня Украина занимает одно из первых мест среди стран европейского содружества по объемам низкокачественной как по профессиональным, так и по эстетическим критериям рекламой лекарств.
При этом, подчеркнула она, уполномоченные законодательством органы практически не создали ни одного прецедента ответственности за несоблюдение законодательства в области рекламы лекарственных средств, а Минздрав, который ранее контролировал ситуацию, теперь никак не может влиять на ситуацию, поскольку не наделен ни контрольными, ни даже разрешительно-экспертными функциями.
Директор Института фармакологии и токсикологии АМН Украины Александр Стефанов остановился еще на одном аспекте действия рекламы лекарственных средств реклама побуждает людей к самолечению. Поэтому СМИ должны приложить усилия, чтобы людям предоставлялась правдивая информация о лекарственном препарате и он использовался эффективно, не нанося вред здоровью.
Участники круглого стола также подчеркивали необходимость ввода жесткой системы рецептурных бланков. По информации Стефанова, 40% врачей не выписывают рецепты, таким образом снимая с себя ответственность, потому что он (врач) оставляет следы.
Продолжая тему, Пилипенко отметила, что "имеем в нашем государстве большую проблему - не определенную меру ответственности за отпуск лекарственных средств рецептурной группы в аптеках. Согласно ее объяснению, Государственная инспекция по контролю качества лекарственных средств имеет полномочие относительно контроля качества этих средств, существует также соответствующий нормативный приказ Минздрава, который регулирует отпуск лекарственных средств рецептурной ми безрецептурной группы. Но, вместе с этим, Госинспекция привлечь субъект предпринимательской деятельности к административной ответственности не имеет права. Пилипенко сообщила, что готовится новый нормативный документ - Правила отпуска лекарственных средств. Им, в частности, предусматривается, что когда аптека или киоск будет отпускать лекарственное средство рецептурной группы без рецепта, то у него будет аннулирована лицензия.