К украинским морякам относятся как к дешевой рабочей силе [ Редагувати ]

Злоключения судна "Принцесса Сара", на борту которого находились и украинские моряки, несколько дней занимали первое место в сводках отечественных новостей. Членам экипажа, конечно, не позавидуешь, но уже то обстоятельство, что их судьбой интересовались не только дипломаты, но и журналисты, и политики - свидетельствует, что отношение к подобным инцидентам в Украине меняется.
Раньше о них просто предпочитали не говорить. Экипаж сейнера "Комета Галлея" целых 7 месяцев находился в плену у йеменских пиратов. И на это почти никто не обращал внимания. Да и сейчас, похоже, о моряках стараются забыть.
Государственное предприятие "Югрыбпоиск". Центральный офис. Каждый день, сюда к проходной приходят моряки. Одни рассчитывают найти работу, другие надеются получить заработанное.
Уже четвертый год свободные от вахты члены экипажа керченского сейнера "Комета Галлея" осаждают кабинеты портовой администрации. Рейс в территориальные воды Йемена до сих пор остается не оплаченным. Надежда появилась однажды - после решения краевого суда Донецкой области, арестовавшего валютные счета арендаторов. Но даже после этого финансовый вопрос остается открытым. Из пиратского плена в родной порт теплоход пришел с пустыми трюмами. Этот день жены моряков будут вспоминать еще долго.
Наталья Кузьменко, жена моряка. "Ни одной улыбки, ни одного взмаха рукой. Людей как с креста сняли. Вы представляете, что это такое - быть в море 7 месяцев, и вернутся без копейки денег".
Ирина Шебулдаева, адвокат: "Наши взыскатели подали в суд на государственную исполнительную службу. Без видимых причин суд Донецка отказал в рассмотрении дела, не смотря на то, что Конституция гарантирует это право".
Александр Железняк, старший мастер обработки рыбы - один из немногих, кто после плена окончательно решил порвать с государственным предприятием. Рейсы в международные воды для украинских судов с каждым годом становятся все опаснее. Суда в аренду берут дилетанты, и это, по мнению моряка, приводит к тому, что экипажи становятся заложниками обстоятельств. Пираты захватили "Комету" в акватории острова Сокотра, где никогда не промышлял отечественный рыболовецкий флот. После первого обстрела выяснилось, что на борту нет врача, и штатное расписание составлено с нарушением всех существующих правил.
Александр Железняк, старший мастер обработки рыбы "Кометы Галлея": "Местные власти там не контролируют ситуацию. Нас направили туда, где нельзя находиться. Какое может быть отношение к морякам, если они все там под наркотиками. Смотрит на тебя с автоматом. Внутри постреляли, команда на выход. Капитана связали, бросили в лодку. Требовали выкуп 7 тысяч долларов. В результате долгих переговоров откупились рыбой, 1,5 тонны. Забрали бинокли, личные вещи".
Карта мирового океана в кабинете директора "Югрыбпоиска". На ней магнитными фишками отмечены все суда, ведущие промысел в международных водах и арестованные в иностранных портах. Сюда в центральный офис почти каждый день приходят сообщения о новых разбойных нападениях. И к этой информации уже привыкли.
Владимир Зинченко, директор ППП "Югрыбпоиск": "Как можно ужесточить позицию? У нас нет межправительственных соглашений между Украиной, и теми странами, где мы работаем. Лицензии приходится брать через третьих лиц. Они нам диктуют и цены на рыбу. Местным магнатом не выгодны соглашения. Они будут иметь обязательства, а так творят, что хотят".
С 1986 года океанический флот "Югрыбпоиска" с 55 кораблей сократился до 15. Почти все суда дальнего плавания находятся в аренде. Остальные менее мощные ведут промысел в Азово-Черноморском бассейне. Многие задаются вопросом, почему одно из крупнейших в стране предприятий оказалось на грани банкротства. Даже за стоянку кораблей у городских причалов "Югрыбпоиск" должен не один миллион гривен. Подобное положение дел в руководстве объясняют политикой департамента рыбного хозяйства, который санкционирует большинство кабальных контрактов. Так было и с "Кометой Галлея".
Владимир Зинченко: "Мы отказали в аренде. Через день приходит бумага, что судно разрешают дать в аренду".
Александр Железняк, "Посмотрите, в любой стране мира, в любом порту есть украинские корабли или экипажи. Все эти люди в самом бедственном положении. Отношение к украинским морякам во всем мире, как к самой дешевой рабочей силе".
Этот теплоход уже через неделю отправится в челночный рейс Керчь-Стамбул. В рыбном порту идут последние приготовления. Океанический сейнер разведчик в считанные дни переоборудован в грузовой корабль. Руководство "Югрыбпоиска" осваивает новый для себя бизнес. И снова по коммерческим контрактам.