Украинцы достойны ездить с комфортом [ Редагувати ]
И все-таки хочется верить, что авария на шахте имени Засядько скорее исключение чем правило. Тем более, что впервые в нынешнем году отечественная экономика продемонстрировала пусть небольшие но все-таки достижения. Впервые были достигнуты показатели экономического роста, сокращения безработицы, уменьшения внутреннего и внешнего долга. А столица и вовсе переживала строительный бум. В канун юбилея Независимости был сдан объект, который впечатлил даже повидавших на своем веку людей. Центральный вокзал столицы даже претендует на Книгу Рекордов Гиннеса - за рекордные сроки плюс качество возведения. Заявку в издание специализирующееся на достижениях намерена подать "Укрзализныця". Которой, в общем, и кроме этого есть чем похвастаться.
Для обычных пассажиров "железная дорога" ассоциируется, прежде всего, с уходящими в бесконечность рельсами. Но пути - только одна, и совсем не главная часть огромного хозяйственного конгломерата. Железная дорога - это несколько сотен предприятий и организаций. И, кстати, третий по величине источник поступлений в госбюджет. Еще 2 года назад железнодорожное хозяйство страны пребывало в полнейшем упадке. Проблемы были теми же, что и в других сферах отечественной экономики - долги перед бюджетом и работниками Отрасли, посредники, пытающиеся нажиться на транзите грузов. Доходы от перевозок оседали в коммерческих структурах, бартерные операции составляли до 90% всех взаиморасчетов.
Ситуация была настолько критической, что потребовалось вмешательство Президента, специальное заседание Совета национальной безопасности и обороны и кадровые перестановки в руководстве "Урзализныци". Новонозначенный генеральный директор Георгий Кирпа уволил пятерых из шести начальников железных дорог, отказался от посреднических услуг и бартерных взаиморасчетов. Пересмотрена была и тарифная политика. Столь радикальные методы оздоровления отрасли нравились не всем, но к концу 2000 года в руках у нового руководства оказался весомый козырь - 6 миллиардов гривен, дополнительно заработанных железнодорожниками.
Это позволило не только погасить многомиллионные долги перед государством и работниками отрасли, но и поднять зарплату. А на оставшиеся деньги решили обновить железнодорожный парк. Ведь, кроме долгов, новому руководству "Укрзализныци" достался в наследство подвижной состав, степень износа которого составляет 65%. То есть более половины грузовых и пассажирских вагонов, колесящих по стране, фактически непригодны к эксплуатации. До недавнего времени пассажирские вагоны поставляли Германия, Польша и Россия. Впрочем, объемы этого импорта были ничтожны: за последние 10 лет - Украина приобрела всего 111 единиц пассажирского подвижного состава.
Первопроходцами отечественного вагоностроения стали харьковчане. В 1999 году, еще до начала перемен в железнодорожной отрасли, на базе Харьковского вагоноремонтного завода создали совместное предприятие, на котором наладили выпуск новых вагонов по российским технологиям. Однако уверенность в том, что их продукция будет востребована отечественными железными дорогами, появилась несколько позже, когда "Укрзализныця" превратилась из вечного должника в платежеспособного заказчика.
Демин Ростислав Юрьевич, главный редактор журнала "Весь транспорт", член-корреспондент Украинской академии транспорта. Издательскую и научную деятельность успешно совмещает с бизнесом, занимая должность председателя Наблюдательного совета ЗАО "Харьковский вагоностроительный завод".
Ростислав Демин, председатель наблюдательного совета Харьковского вагоностроительного завода: "Вагоностроение на Украине получило развитие именно последние полтора года, благодаря тому, что появились заказы. Это чрезвычайно капиталоемкое производство. Поэтому только вливание средств может создать достойный наших пассажиров вагон".
Несколько месяцев назад Харьковский вагоноремонтный был реорганизован в вагоностроительный. Здесь не отказываются от старой специализации - капитального ремонта вагонов, однако считают, что строить - все-таки выгоднее. При чем не только для машиностроителей, но и для железнодорожников, ведь новые вагоны прослужат в два раза дольше, чем восстановленные из груды старого железа. Впрочем, монополистом пассажирского вагоностроения Харьковскому предприятию, похоже, стать не удастся. Около года назад "Укрзализныця" заказала экспериментальный вагон Крюковскому заводу, который выпускал исключительно грузовые составы. Опытный образец еще должен пройти технические испытания. К тому же некоторые специалисты пока сомневаются, что мощностей Крюковского предприятия достаточно для серийного производства. Однако, последнее слово остается за заказчиком, который к первому вагону уже проявил явную благосклонность.
Кирпа Георгий Михайлович, генеральный директор "Укрзализныци", первый заместитель министра транспорта. Именно с его именем специалисты связывают радикальные перемены в железнодорожной отрасли.
Георгий Кирпа, генеральный директор "Укрзализныци": "В цьому вагоні зібрано всі найсучасніші технології, які існують. І з позицій енергозабезпечення, і кондиціювання, і оформлення інтер'єрів, і санузлів закритого типу - вакуумних туалетів, і опалення, і водопостачання. І, головне, що для нас залізничників - економічно вигідно. Сьогодні ще рано сказати наскільки - це буде залежати від потоку і від типу вагону. Але це - те, що буде дешевше на 20-30% від вагонів, які в СНД випускають, - це раз, і друге - це ми маємо розвиток машинобудування українського".
Добавим к этому первые отечественные электрички и дизель-поезда производства Луганского тепловозостроительного завода, и станет очевидно, что жизнь на железной дороге налаживается. И, вполне возможно, что путешествие поездом превратится из пытки в удовольствие. Правда, программа развития железнодорожного транспорта рассчитана минимум на 10 лет, так что пока современных - чистых и даже оборудованных кондиционерами - вагонов на всех пассажиров явно не хватит. А вот в новом столичном вокзальном комплексе, который позволил разгрузить пассажиропоток в несколько раз, места хватит всем. Его создание обошлось "Укрзализныце" почти в 500 миллионов гривен, заработанных в прошлом году на грузовых перевозках. Сооружение из стекла, металла и мрамора стало, пожалуй, самым амбициозным строительным проектом последних 10 лет.
Георгий Кирпа, генеральный директор "Укрзализныци": "Ремонтно-будівельні роботи виконані у рекордно-короткий термін - за 6 місяців замість трьох з половиною років по будівельним нормам. І це не заради рекордів, а першу чергу заради того, щоб зменшити незручності пасажирів".
По всеобщему признанию, вокзал стал одним из самых красивых и современных в Европе. На Западе по подобным технологиям строят аэропорты. Впрочем для украинцев авиация - по-прежнему, скорее роскошь, чем средство передвижения. Самым массовым видом пассажирского транспорта является не самолёт, и даже не автомобиль, а поезд. Именно железные дороги связывают украинские города и веси в единую страну. Страну, которая состоит не из ВИП-персон, а из обычных людей, заслуживающих того, чтобы ездить с комфортом.