Лидеры блоков и партий отправились в региональные паломничества [ Редагувати ]

Политики, в первую очередь лидеры партии и блоков, накануне выборов должны использовать любую возможность, чтобы привлечь к себе внимание средств массовой информации. Такова аксиома избирательных технологий. Правда, получается это не у всех. По большому счёту, путей к сердцу электората у соискателей депутатских мандатов не так уж и много. Традиционная реклама и PR в средствах массовой информации и личное участие в избирательной гонке. Иными словами, хождение в народ.
Правда, отведённые для агитации 50 дней - срок небольшой. Со всеми избирателями не пообщаешься. Тем более, если вспомнил об их существовании только накануне выборов. Поэтому, в общем-то, неудивительно, что эфирное время и газетные полосы сейчас - на вес золота.
И главная претензия кандидатов к СМИ - их слишком мало показывают и цитируют, а если и показывают, то не так как хотелось бы. Журналисты и редакторы жалоб не принимают, ссылаясь на то, что политики упорно не желают давать повод для того, чтобы о них говорили и писали. Кто же пройдёт, например, мимо сенсационного заявления лидера коммунистов, который поведал избирателям о том, что в свой cписок они звали не только генпрокурора и председателя Верховного Суда, но и представителей церкви? Большевик в рясе - это, согласитесь, нечто. Или история с тухлыми яйцами, которыми пытались забросать Петра Симоненко Галицкие антикоммунисты? Лучший PR для традиционно левого электората и придумать сложно. Повод для разговоров дают и активисты "Нашей Украины". Пусть даже скандальные, но кто сказал, что скандал не поднимает рейтинг?
Не нравится кандидатам, как их показывают? Закон предоставляет возможность высказаться от первого лица - по полчаса на государственном телевидении и радио в прайм-тайм. Причём бесплатно. Кстати, УТ-1 доступно практически каждому гражданину - было бы желание смотреть. "Интер" и 1+1 согласились выделить самое рейтинговое время для мажоритарщиков. Тоже бесплатно. Плюс - реклама. Которую по закону обязаны выдавать в эфир все каналы - причем не зависимо от политических симпатий. Единственное условие - оплачена она должна быть из собственного избирательного фонда, размер которого не может превышать 2 с половиной миллиона гривен. Но кандидаты всё равно недовольны. Автором первого скандала стала Наталья Витренко. Ей не понравились расценки на политическую рекламу на первом Национальном.
Наталья Витренко, лидер "Блока Натальи Витренко": "Их взвинтили в 4 раза выше, чем цены на коммерческую рекламу. Минута стоит 1300 долларов. Для кого тогда открыли ниши на Первом канале - и только для олигархов".
Но громкого скандала не получилось. Утихомирить пыл Натальи Михайловны президенту первого национального не составило большого труда.
Игорь Сторожук, президент НТКУ: "Для того, щоб повнiстю задовольнити вимогу Закону про вибори, в той самий день в телекомпанiї було пiдписано наказ про розцiнки комерцiйної реклами. Крiм слiв "комерцiйна" та "полiтична" реклама, все iнше - однаково".
Удовольствие лицезреть собственную рекламу на голубом экране, действительно, не из дешевых. От десятков долларов за минуту на региональных телеканалах, до нескольких тысяч на общенациональных. Впрочем, если с умом распределить средства избирательного фонда, то вполне реально заявить о себе на всю страну. Другое дело, что из 34 партий и блоков на сегодняшний день только 5 перечислили на свой счёт более 1 миллиона гривен. Поэтому за равный доступ к СМИ ратовать можно, конечно, сколько угодно, но принцип один - утром деньги, вечером доступ.
Михаил Рябец, председатель ЦИК: "На сьогодні значна частина суб'єктів виборчого процесу не залучила на рахунку своїх фондів жодної копійки. Виникає питання: як ці партії можуть змагатися у доступі до ЗМІ за рахунок коштів виборчих фондів із тими суб'єктами виборчого процесу, які залучили на рахунки мільйон і більше гривень".
Правда, отсутствие денег на официальном счету, оказывается, еще не значит, что их в принципе нет.
Владимир Оселедчик, заместитель генпродюссера "1+1": "Політичні партії пропонують великі гроші, щоб отримати на каналі рекламу, яка не вкладається в норми, установлені фондом виборним партії".
Об этой особенности отечественной избирательной кампании заместитель генерального продюсера 1+1 рассказал иностранным наблюдателям. С каждым днём последние проявляют к украинским выборам все больший интерес. Только на этой неделе Киев посетили делегации парламента Германии и Национального Демократического института США.
Мадлен Олбрайт, директор Национального Демократического института США: "На этот раз я приехала в Украину с единственной целью - оценить избирательную кампанию. Я знаю, что Украина находится на начальном этапе выборов, но уже сейчас я вижу вещи, которые меня беспокоят".
Гостья из Америки уклонилась от ответа на вопрос, какие, собственно, украинские партии являются самыми злостными нарушителями избирательного законодательства. Мол, вы сами прекрасно знаете. Правда, с такой позицией, согласны не все отечественные политики.
Владимир Литвин, лидер блока "За единую Украину": "Я читав Комітету виборців інформацію, але я хотів, щоб це було більш доказово і аргументовано. Тому що я знаю, там 63% - написано - припадає адмінресурс на "За єдину Україну". Давайте тоді, шановні, всі сядемо і випишемо формулювання поняття "адмінресурс". Я б хотів, щоб ми сьогодні сказали - що таке адмінресурс. Бо всі його лають, але хочуть отримати. Всі лають владу, але всі до неї тягнуться".
И, действительно, большинство заявления об использовании админресурса сформулированы довольно расплывчато, а свидетели - анонимны. Члены Комитета избирателей Украины, в общем-то, и сами диву даются: почему участники выборов проявляют такую пассивность. Мол, только жалуются на нарушения своих прав, но ничего не делают для их защиты.
Виктор Медведчук, лидер СДПУ(О): "Якщо закон порушено, треба застосовувати не публічні заяви, як це робиться зараз, а застосовувати юридичні механізми. Менше треба говорити про це, а треба робити, щоб цього не було. На жаль, наша партія вже приступила до цього. "На жаль", тому що не хотілось, щоб такі порушення мали місце. В 4 місцях ми вже звернулися до суду з приводу порушення виборчого законодавства".
Кстати, некоторыми особенностями украинских выборов Мадлен Олбрайт была приятно поражена. Например, ей понравилась работа активистов избирательных штабов. И - наличие в Украине такого широкого спектра политических партий и блоков. В общем, глаза разбегаются.
Правда, и Олбрайт, и спикер бундестага по вопросам внешней политики Герт Вайскирхен так и не смогли встретиться со всеми политическими лидерами. Ведь сейчас они работают в регионах. И великолепно понимают, что результаты выборов зависят не от встреч с иностранными гостями, а от общения с украинскими избирателями.
Правда, свою агитационную кампанию партии и блоки строят по-разному. Если "заединщики" сделали ставку на одновременное присутствие лидеров в разных областях, то вся кампания "Нашей Украины" основана на харизме одного человека. Довольно оригинально начали общение с избирателями коммунисты - их лидер отправился в Западную Украину, где КПУ мягко говоря недолюбливают. А кампанию объединенных социал-демократов можно назвать самой идеологически выдержанной. Вместо лозунгов - отчет о проделанной работе. Соглашения о сотрудничестве с профсоюзами. Ставка на молодежь. Плюс - новый образ лидера, который вписывается в общую избирательную стратегию.
Можно, конечно, говорить о том, что партии имеют больше возможности для манёвра. Ведь им не требуется много времени на согласование позиций. Но, в конце концов, каждый из политических игроков сам выбирал путь к сердцу избирателя, причем задолго до официального старта компании.