Милошевич - Дель Понте. 1:0 [ Редагувати ]

Украинские журналисты поинтересовались у бывшего госсекретаря Соединённых Штатов - будет ли она участвовать в судебном процессе над экс-лидером Югославии Слободаном Милошевичем. По словам Олбрайт, сама она в Гаагу не поедет, разве что на этом будет настаивать американское правительство. А вообще очень рада, что процесс, наконец, начался. Личного присутствия Олбрайт, а также Билла Клинтона и Хавьера Соланы добивается Милошевич. Если прибегнуть к историческим аналогиям, бывший президент Югославии пытается Нюрнбергский процесс превратить в Лейпцигский, то есть из обвиняемого стать обвинителем. И, похоже, трибунал ему в этом активно помогает.
Обвинение избрало неправильную стратегию ещё в самом начале процесса. Выступление главного прокурора - Карлы Дель Понте изобиловало эмоциональными заявлениями, но отнюдь не доказательствами виновности югославского президента.
Карла Дель Понте, главный прокурор Гаагского трибунала: "Милошевич обвиняются в преступлениях, совершенных со средневековым зверством и преднамеренной жестокостью. Он причинил ужасные страдания всем, кто был в оппозиции. Все его действия были направлены на удовлетворение личной жажды власти".
Представители суда заявили, что все документы, подтверждающие слова Дель Понте, будут представлены позже. Но ряд наблюдателей предположили, что у трибунала пока нет достаточного количества свидетельских показаний. Оказалось, судьи в действительности не располагают документами о причастности Белграда к преступлениям в Боснии и Герцеговине, и поэтому решили начать с Косово. Подсудимому это оказалось на руку. Слободан Милошевич, юрист по образованию, построил свою защиту более грамотно.
"Все началось с одной лжи" - этот фильм немецких журналистов экс-лидер Югославии заставил посмотреть всех сидящих в зале. В нем рассказано о том, как непроверенная информация о якобы имевшей место этнической чистке в косовском селении Рачак, стала поводом для операции НАТО против Югославии. Милошевич заявил, что эта документальная лента - лишь капля правды в целом океане лжи о его стране и о нем самом.
Слободан Милошевич: "Ваш закон мне все больше напоминает инквизицию, когда жертва не может защищать себя. Моя страна была втянута в войну, а вы приводите данные разведки противника в качестве доказательств моей вины. Это не справедливо. Почему я должен выслушивать здесь самые тяжкие обвинения в свой адрес и в адрес своего народа?".
Милошевич заявил, что этот суд пытается оправдывает агрессию НАТО против Югославии и привел многочисленные факты гибели мирных жителей во время бомбардировок в 1999 году. Подсудимый попросил пригласить в качестве свидетелей бывшего президента США Билла Клинтона, экс-госсекретаря США Мадлен Олбрайт, нынешних европейских лидеров - Жака Ширака, Тони Блэра и Герхарда Шредера. Правда, шансов на то, что эти политики окажутся в заде суда не много. Для Запада - Милошевич - преступник, в лучшем случае - жертва показательного процесса, который должен удовлетворить чаяния прогрессивной части человечества и личные амбиции Карлы дель Понте. Она уже заявила, что после Милошевича от нее не уйдет не один подозреваемый.
Удивительно, что на Балканах процесс в Гааге вызвал умеренный интерес. Хорватские газеты ограничились короткими сообщениями о начале слушаний. Такая же реакция в Скопье и Приштине. В Белграде судебному разбирательству внимания уделяется больше, но здесь интригу видят лишь в том - кто кого. Либо Милошевича действительно упрячут за решетку, либо суд не сможет доказать его вину. Демократическое югославское правительство заявило, что, выдворив Милошевича в Гаагу, полностью выполнило свои обязательство перед трибуналом, и теперь готово умыть руки. Яснее всех высказался нынешний сербский премьер Зоран Джинджич - "Милошевич больше не проблема для нашей страны, а головная боль для прокуроров". И не один он считает, что суд в Гааге представляет интерес только для историков.
Горан Свиланович, министр иностранных дел Югославии: "Граждане Югославии и жители соседних государств хотят, как можно больше узнать о той войне, в которой участвовали все народы Балкан. Если мы осознаем, что же было причиной конфликта, то быстрее достигнем взаимопонимания".
Правда, не только в Сербии, но и в Боснии, и Хорватии не исключают, что судьи не смогут добыть необходимых для обвинения данных. По словам тех, кто лично знал бывшего президента Югославии, он не оставил документальных свидетельств о принятии многих важных решений. И ему будет несложно переложить часть своей вины на федеративное руководство - за геноцид в Боснии и Герцеговине, и на местных чиновников - за Косово. Если причастность Милошевича к преступлениям не будет доказана, из зала суда он вполне может выйти национальным героем. Который снова скажет: "Все, что я сделал, было правильно, я действовал как лидер, защищающий свой народ". Впрочем, в истории ещё не было диктатора, который не оправдывал бы свои деяния заботой о соотечественниках.