Украинские вертолетчики едут поднимать престиж страны [ Редагувати ]

23 февраля в Украине отмечают День Защитника Отечества. Это праздник на официальном уровне был возрожден три года назад. По просьбе ветеранов. Да и представители молодого поколения восприняли такой шаг с пониманием. Еще в советское время 23 февраля перестало быть исключительно Днём Красной Армии и превратилось в некий мужской аналог 8 марта. Именно поэтому в этот день принято поздравлять всех мужчин, как служивших так и не служивших в Советской или Украинской Армии, подразумевая то, что каждый представитель сильного пола, независимо от возраста является потенциальным защитником Отечества. Кстати, в Древнем Риме 23 февраля отмечали праздник нерушимых рубежей - "терминов". Так что при желании можно сказать, что традиция Дня Защитника Отечества имеет не только советские корни.
А если говорить о традициях серьёзно, то и в Украине, как и в России, в этот день вспоминают не создателей Красной Армии, а, прежде всего тех, кто отдал свою жизнь за свободу и независимость Родины на полях Великой Отечественной. Утром 23-его февраля Президент, руководители парламента и правительства, представители ветеранских организаций возложили венки к могиле Неизвестного солдата в Парке Славы столицы и почтили память погибших за свободу и независимость Украины минутой молчания.
Белое на белом видится с трудом. Но это даже неплохо - естественная маскировка в виде снега - надежная защита от глаз неприятеля. Впрочем, это здесь, в Украине, расположение вертолетной бригады, как и количество машин - военная тайна. А там, где ждут наших летчиков, они и их вертолеты будут у всех на виду.
Через 3 недели 4 таких вертолета с украинскими миротворцами на борту отправятся в Сьерра-Леоне. Страну, где средняя продолжительность жизни не превышает 30 лет. Страну, где уже который год идет нескончаемая война между сменяющими друг друга диктаторами, недолговечными президентами и объединенным революционным фронтом.
В Сьерра-Леоне украинцы появились в конце декабря 2000 года. 528 солдат, прапорщиков и офицеров. Игорь Бевза находился в составе первой миротворческой миссии. Он вспоминает, что тогда, два года назад, приходилось несладко.
Не было военных домиков - так называемых кереймеков - и жили все вместе, в ангаре. Но сложнее всего, оказалось научиться бороться с климатом, вернее, привыкнуть к нему. Забыть о том, что днем парит как в сауне, приспособиться спать под противомоскитной сеткой и пить воду только раз в день - на рассвете. А после, когда приходит сезон дождей, жить практически в воде. И, тем не менее, Игорь едет в Сьерра-Леоне опять. Теперь уже командиром.
Игорь Бевза, командир 20-го отдельного вертолетного отряда: "Зачем туда ехать? Выполнять задачи, которые поставили перед нами. Поднимаем престиж нашей страны, чтобы нас знали на всех континентах. Не только в Европе, но и в Африке".
110 вертолетчиков, которые едут на смену нашим миротворцам, готовы не только к трудностям, но и к длительной разлуке с любимыми и родными.
Игорь Бевза, командир 20-го отдельного вертолетного отряда: "Немалый, конечно, срок. Но и ротации делать чаще, наверное, это будет слишком дорого".
Не секрет, что миротворцы не только выполняют миссию ООН, но и зарабатывают деньги для государства. За полгода организация объединенных наций платит Украине около 10 миллионов долларов. Немалые деньги, чтобы хотя бы немного позаботиться о солдатах Отчизны.
Петр Плис, зам. командира: "Государство, которое не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую армию. Естественно, что если сейчас, на данном этапе потерять тех опытных военнослужащих, которые есть - т.е. генофонд нашей страны - то очень потом сложно восстановить".
Подготовить летчика невозможно ни за год, ни за два. Пилот как минимум должен налетать 1000 часов. А если учесть, что за час сгорает тонна керосина, которая стоит 400 долларов, получается - вертолетчик обходится державе в 400 тысяч. Понятно, что сегодня ни одно лётное училище не может потратить на подготовку авиатора и десятой части этой суммы. И то, что вчерашние выпускники приходят ни кем-нибудь, а бакалаврами авиационных и космических наук, никого из профессионалов не может ввести в заблуждение - навыков полётов у них нет.
У военных пилотов не бывает нелетной погоды. Сложные метеоусловия не могут служить основанием для невыполнения боевой задачи. Приказ отдан, и, значит, борт должен подняться в небо".
В Сьерра-Леоне поедут лучшие из лучших. И вместо снежной бури, под винтами их вертолётов будет подниматься буря песчаная. К этому все готовы.
Как и к выполнению своих основных задач - перевозке пассажиров и грузов, поисково-спасательным операциям над сушей и водой. Единственное, летчики надеяться, что им не придется браться за оружие. Хотя в этой африканской стране его чересчур много. Правда, отцы-командиры учат пилотов думать не об этом. А о том, насколько важная миссия им выпала.
Александр Ковалев, начальник армейской авиации: "Безусловно, это сказывается на имидже Украины и летчиков армейской авиации. И в том числе это большое подспорье для совершенствования летных навыков наших ребят, авиаторов украинских".
Миротворцы оставляют Украину с надеждой. С надеждой на то, что их будут ждать. Что все они вернуться домой. И может, по какому-то счастливому расположению звезд, вернутся не в казарму или общежитие, а в свою квартиру. Пока для многих это только мечта. Хотя и они сбываются.
Петр Плис, зам. командира: "Я с шестого класса носил в кармане вырезку об условиях приема в авиационное училище летчиков. Т.е. я мечтал стать летчиком. Моя мечта сбылась".