Болгарский феномен экономического чуда [ Редагувати ]

Путь экономических реформ, по которому Болгария шла с начала 90-х, был сложен. Эксперты отмечают непоследовательность трансформационной политики, необоснованное затягивание с реформами, перемежающееся рискованно радикальными либерализационными шагами. После продолжительного спада производства в начале 90-х, Болгарии на фоне сохраняющихся довольно высоких темпов инфляции удалось к 1994 году достичь, пусть незначительного, экономического роста. К сожалению, основанный на интенсификации использования имеющихся производственных мощностей (удельный вес инвестиций в ВВП лишь за 1991-1994 гг. снизился с 22,5 до 9,4 %), рост не мог продержаться достаточно долго, и в 1996 году экономический спад возобновился.
Наибольшей глубины экономический кризис в Болгарии достиг в конце 1996 - начале 1997 гг. Глубокий спад производства, фактический распад банковской системы, падение реальных доходов населения и инвестиций (темп падения последних в 1996-1997 гг. превышал 20 %), гиперинфляция (темпы инфляции за январь-февраль 1997 года составили 391,9 %) составили благоприятную почву для реализации в стране жесткой стабилизационной программы.
Макроэкономическая политика, к которой Болгария при всесторонней поддержке международных финансовых организаций перешла в середине 1997 года, предполагала жесткую привязку болгарского лева к немецкой марке по курсу 1:1 (режим "валютного совета"), балансирование государственного бюджета, рестриктивную политику доходов и дальнейшую либерализацию внутренних цен и внешней торговли.
Предпринятые стабилизационные меры принесли свои плоды. Несмотря на ухудшение ситуации на внешних рынках и заметное сокращение экспорта (он уменьшился на 13.1 %), экономическое развитие Болгарии в 1998 года характеризовалось положительными показателями. Реальный ВВП вырос на 3,5 %, инфляция впервые с начала реформ сократилась до 22,3 %. Благодаря курсовой привязке лева удалось уже в 1997 году добиться резкого уменьшения темпов инфляции и прекращения обесценения национальной валюты. Вместе с тем, оборотной стороной курсовой стабильности стала практически полная потеря национальным правительством суверенитета в области монетарной политики. В итоге за период с июня 1997 года по июль 2001 года реальный валютный курс лева по отношению к германской марке вырос на 30,1%.
Это не могло не сказаться на динамике внешней торговли. Снижение ценовой конкурентоспособности болгарских производителей способствовало сокращению экспорта и опережающему росту импорта. К тому же, фиксация курса лева весьма "удачно" совпала с мировым финансовым кризисом и кризисов в России, снизившими спрос на болгарский экспорт на внешних рынках. В результате дефицит платежного баланса, который в 1997 году был положительным (10,3 % ВВП), после введения валютного совета начал расти, и составил в 2000 году 5,6 % ВВП.
Признавая дальнейшую невозможность достижения экономического роста за счет повышения интенсивности использования имеющихся производственных мощностей и увеличения объемов экспорта, правительство сосредоточило внимание на развитии инвестиционных процессов. Мерами по стимулированию инвестиционной деятельности стали снижение процентных ставок и специальная государственная инвестиционная программа, запущенная в 1999 году. Государственные инвестиции направлялись, прежде всего, в инфраструктуру: дорожную сеть, энергетику, что, по замыслу авторов программы, должно стимулировать частные инвестиции.
Вместе с тем, увязка объемов денежного предложения с состоянием платежного баланса существенно ограничивает возможности болгарского правительства в стимулировании структурной перестройки и активизации инвестиционной деятельности. Болгарские предприятия по-прежнему испытывают серьезные трудности в доступе к кредитным ресурсам, что тормозит инвестиционные процессы. Задержка в структурной перестройке обуславливает недостаточную конкурентоспособность болгарских производителей на внешних рынках, замедлению темпов роста экспорта и воспроизводству отрицательного платежного баланса - и круг замыкается. В итоге, ценой успехов в деле валютной стабилизации для Болгарии стали вялые темпы экономического роста (на начало 2001 года ВВП составлял лишь 89 % уровня 1991 года), консервация неэффективной производственной структуры, накопление социальных противоречий (уровень безработицы в 2000 года, несмотря на экономический рост, увеличился до 18,4 %).
Правительственный проект внешнеторговой стратегии Республики Болгария на 2001-2005 гг. ставило задачи увеличения абсолютных объемов экспорта и его удельного веса в ВВП (в прошлом году экспорт составил около трети ВВП) при обеспечении опережающих темпов роста экспорта над темпами роста импорта. Правительство намерено было стимулировать экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью и расширение кооперации производителей-экспортеров. Мерами по стимулированию экспорта были: либерализация условий участия во внешней торговле, поощрение деятельности организаций, обслуживающих экспортеров, ускорение технологического обновления экспортоориентированных производств, снижение трансакционных издержек при заключении экспортных сделок, предоставление информационной поддержки экспортерам, их финансовая поддержка. Центральное место в программе уделяется повышению конкурентоспособности болгарских производителей в результате завершения структурной реформы, улучшения инвестиционного климата в стране и облегчения доступа к кредитным ресурсам, повышения факторной производительности, поощрения равноправной конкуренции при защите национального производства. Мерами по защите отечественных производителей болгарское правительство видит исключение отдельных производств из схем внешнеторговой либерализации, использование инструментов тарифной политики, защитные меры против субсидированного и демпингового экспорта.