Россия наблюдает за развитием ситуации у соседей [ Редагувати ]

Обидно, когда тебя и твою страну иностранцы приравнивают к нецивилизованным дикарям, неспособным к саморазвитию. Но еще обиднее, когда такой знак равенства украинский парламент резолюций о ситуации в Соединенных Штатах никогда не принимал. Хотя за последней американской избирательной кампанией на берегах Днепра следили очень внимательно. Некоторые политические лидеры даже строили две параллельные стратегии своей деятельности - одну на случай победы Джорджа Буша, другую - если выиграет Гор. Так стоит ли удивляться тому, что теперь определиться с симпатиями пытаются американцы. А некоторые заокеанские советчики даже считают возможным давать рекомендации - с кем и против кого следует объединяться украинским политикам. Неожиданно активную позицию заняли и россияне. Не всем, конечно, и не всегда это приятно. Но с другой стороны - именно такая живая заинтересованность может служить косвенным свидетельством того, что в Москве Украину наконец стали воспринимать как отдельное от России государство. Которое может быть союзником, а может и противником. В зависимости от того, кто будет этим государством руководить.
Россия не скрывает, что с большим интересом наблюдает за развитием ситуации у соседей. И это неудивительно. Ведь от отношений с сопредельными государствами во многом зависит статус страны в мире. За последнее время по самолюбию Москвы было нанесено несколько чувствительных ударов, последним из которых стало появление американских военнослужащих в Грузии. И российские политики очень не хотят, чтобы выборы в Украине закончились для них новым неприятным сюрпризом.
Судя по всему, подготовка к украинским выборам в Москве началась едва ли не раньше, чем в Киеве. Недаром в избирательных списках некоторых партий и блоков оказалось так много представителей российских транснациональных компаний. Правда, они соседствуют с людьми, которые всю свою карьеру выстраивают на борьбе с Россией и российским влиянием в Украине. Так что надеждам на то, что в случае необходимости Москве удастся активизировать своих лоббистов, скорее всего не суждено сбыться. Их влияние с лёгкостью может быть нейтрализовано даже без дополнительных усилий проамериканского лобби. Да и в самой России мало кто поймёт братание с политиками вроде Василя Червония и Славы Стецько. Такой экстравагантный ход может дорого стоить и тем московским политикам, которые на него решатся.
Рогозин: "Ющенко, возможно, и перспективный политик, у которого, возможно, есть будущее. Поэтому, почему бы и не хотеть нам с ним сотрудничать. Но Виктор Андреевич должен следить за тем, что он говорит и делает. У нас ведь в России тоже есть уши".
Так что, в общем-то, неудивительно, что глава путинской администрации так резко ответил на вопрос о возможности сотрудничества с "Нашей Украиной" - контактов не имели и не имеем. Поддержать Виктора Ющенко, да и то очень своеобразно, решился только один российский политик - Владимир Жириновский - который утверждает, что в случае победы "Нашей Украины" осуществится его голубая мечта - распад Украины на две части - проамериканскую и пророссийскую. Лидер ЛДПР надеется, что вторая будет даже больше.
Вождь российских коммунистов, разумеется, американцев тоже не любит, но отдаёт предпочтение единомышленникам - Компартии Украины. Именно при содействии Геннадия Зюганова Пётр Симоненко удостаивается аудиенций в Кремле и у московского патриарха. Заручиться поддержкой в белокаменной очень хочет и лидер партии "Единство" - по совместительству Киевский градоначальник. Александр Омельченко в последнее время, на удивление, часто встречается с московским мэром Юрием Лужковым. Некоторые киевляне даже заподозрили, что их город ожидает новое испытание - если к архитектурным изыскам Сергея Бабушкина в скором времени добавятся скульптурные фантазии Зураба Церетели. Но для Украины Лужков - это не столько московский мэр, сколько политик с имперскими убеждениями, который никак не может запомнить, кому принадлежит Крым.
Юрий Лужков, мэр Москвы: "Крым - это особый регион России... простите, особый регион Украины".
В России, кстати, отношение к Лужкову, в общем-то, тоже неоднозначное, как к политику местного уровня, который не воспользовался шансом стать лидером общенационального масштаба. Да и особого толка от сотрудничества с теми украинскими политическими силами, которые постоянно простят помощи и поддержки в Москве, тоже не видят. Здесь заинтересованы в партнерах, которые прочно стоят на ногах и вполне самостоятельно делают выбор в пользу развития украинско-российских отношений. В этом и состоит прагматический расчет - главный принцип внешней политики Владимира Путина. Об этом, собственно, и говорил Александр Волошин в Одессе. По большому счёту, он просто констатировал факт - в Москве действительно считают, что и блок "За единую Украину", и коммунисты, и объединённые социал-демократы искренне стремятся к развитию украинско-российских отношений. Если остальные дают повод сомневаться в своей искренности - это их проблемы, а не проблемы москвичей. А гордиться недоверием, рассматривая его как некое свидетельство собственного патриотизма - просто смешно. Сам Виктор Ющенко на минувшей неделе признался, что о "внешней угрозе политики начинают говорить, если им больше нечего сказать". И даже назвал тех, кто не считает Россию главным стратегическим партнером, дураками. Виктор Медведчук обошёлся без резкостей. Во время дебатов с Александром Морозом он подчеркнул, что объединенные социал-демократы уверены - сотрудничество с Россией - в национальных интересах Украины. А национальные интересы должны быть высшим приоритетом во внешней политике любой страны.