Завернутые в яркую упаковку... кандидаты [ Редагувати ]

По большому счету, и другим гражданам Украины, а не только аграриям, интересен ответ на вопрос - как реально изменится их собственная жизнь, в случае победы тех или иных политиков. На финишной прямой соискатели депутатских мандатов выкладывают свои главные козыри. Поэтому чем ближе выборы - тем любопытней наблюдать за процессом. И за теми, кто изо всех сил стремится понравиться избирателям.
Укрыться от массированных рекламных атак рядовым гражданам становится все труднее. Кандидаты в депутаты в поте лица бороздят электоральное поле. В коммерческой рекламе такой подход называется "личная продажа", политтехнологи предпочитают выражаться менее цинично и называют происходящее "встречами с избирателями". Впрочем, времени на предвыборную кампанию отведено не так уж и много - со всеми не встретишься. Самый доступный способ создать эффект присутствия - наглядная агитация. В народе её называют не иначе как макулатурой, но кандидатов в депутаты это, похоже, не смущает. Практически все мажоритарщики и некоторые партийные лидеры явно предпочитают принцип "товар - лицом". Лица попадаются хорошие и разные, но что любопытно - большинство известных политических персонажей выглядят привлекательней, чем в жизни. Да и неизвестные кандидаты как-то подозрительно симпатичны.
Александр Ктиторчук, фотохудожник: "Я убираю отрицательные качества, выделяю положительные, лицо делается миловидным. То есть сама фотография является обманом. Макияж - это обязательное условие. Лицо надо вычистить обязательно. Если раньше ретушировали негатив, то сейчас лицо. Визажисты ретушируют".
Правда, искусство ретуши - это, пожалуй, самый безобидный способ обмана. И некоторые продавцы политического товара этим, к сожалению, не ограничиваются. В мажоритарных округах весьма популярной оказалась классическая грязная технология под условным названием "Наш парень" - реклама конкурента от имени представителей сексуальных меньшинств. Дешево и сердито. Впрочем, не стоит драматизировать ситуацию. По большому счету, конкуренты ограничиваются одиночными выстрелами в адрес друг друга. Пушечной канонады черного пиара, которым так запугивали народ, на улицах городов и сел, слава богу, нет. Во всяком случае, пока.
Игорь Попов, председатель Комитета избирателей Украины: "Що радує, цього менше, ніж ми очікували. Самі кандидати часто не дають добро своїм командам на використання заготовок. Заготовки є у всіх, але кандидати очікують ударів, ніхто не хоче починати першим".
Правда, в отличие от наблюдателей, специалисты в области рекламы и ПР настроены не столь оптимистично. Во-первых, потому, что по законам жанра все самое-самое припасено на десерт, то есть на последнюю предвыборную неделю. А во-вторых, даже если признать, что кампания оказалась менее грязной, чем ожидалось, то к ее смысловому наполнению все-таки возникло много вопросов.
Валентин Королько, заведующий кафедрой PR Киево-Могилянской Академии: "Спрацьовує інша річ, яка пов'язана з технологією психологічної обробки виборців. Те, що э маніпулюванням свідомістю. Саме використання маніпулятивних технологій - це навіть не пі ар, це є психологічна війна, психологічна обробка".
Владимир Грановский, политтехнолог: "Дефицит содержания - в первую очередь. Я думаю, что количество рекламы зависит и от того, есть ли что сказать избирателю".
Дефицит содержания приводит к убогости формы. Конечно, никто не ожидает от рекламного ролика или биг-борда детального изложения предвыборной программы, но какие-то минимальные сведения о политическом товаре все-таки хочется узнать. В конце концов, парламентские выборы - не конкурс красоты. Не состязание оригинальных рекламных идей, слоганов и обещаний. И уж тем более - не конкурс номеров в избирательном бюллетене. Между тем культ собственного номера прослеживается во многих образцах рекламной продукции. А вопрос - почему я должен отдать свой голос именно этой партии или кандидату - висит в воздухе.
Владимир Полохало, политолог: "Відсутність ідеологічної складової - ну майже відсутність - дозволяє сьогодні ошукувати виборця. У великих масштабах. Ну, вибори завжди ошукування, але йдеться про масштаби".
Впрочем, если верить последним данным социсследований, обмануть людей не так просто, как кому-то хотелось бы. Реклама рекламой, но отечественный избиратель все-таки отдает предпочтение известным политическим маркам. Попытки устроить шоу, конечно, привлекают внимание и способствуют узнаваемости кандидатов. Но узнаваемость - еще не значит популярность.
Валентин Королько, заведующий кафедрой PR Киево-Могилянской Академии: "Шоу не визначає лінію поведінки виборців. Хоча і впливає до певної міри. За короткий час важко зробити щось в політиці. Тим паче змінити лінію поведінки виборця, його установки".
Владимир Грановский, политтехнолог: "В отличии от коммерческой рекламы, где товар, действительно, можно пойти и купить, то есть фактически я голосую путем оплаты товара, когда я смотрю политическую рекламу, я фактически выбираю свое будущее. И это отличает политическую рекламу от коммерческой. Я слышал от коллег, что коммерческая реклама и политическая - это то же самое. Это принципиально не так. И плохо, что они думают так. Тогда это сведение важной общественно-политической деятельности к торговле кандидатами".
Вопрос, действительно, спорный. Но так или иначе, политический выбор - мероприятие ответственное. Ведь в отличие от некачественных товаров, которые можно выбросить в любую минуту, неоправдавших надежды парламентариев придется терпеть 4 года.