Выборы и социология [ Редагувати ]

О социологах в Украине вспоминают только во время выборов. Если в 1998-м они больше выполняли роль статистов, то в 2002-м вполне могли претендовать на роль игроков. Во время нынешней кампании социологические службы действовали более активно и профессионально. Политики к ним прислушивались, их опросы использовали, на них обижались. Тем не менее, социологи предлагают не преувеличивать свою роль. Хотя признают, что столь резкие обвинения в свой адрес слышат впервые.
Николай Шульга, президент Социологической ассоциации Украины: "То, чем занимаются социологи во время выборов на Западе называют ''полстеры''. Но у нас смешивают воедино то что называют социологической наукой и то, что на западе называют работой ''полстеров''. Поэтому и так дружно обиделись социологи, когда назвали социологию ''проституированой наукой'', потому что наука к этому не имеет никакого отношения".
В подтверждение своей репутации социологи приводили результаты опросов нескольких ведущих фирм - расхождения в конкретных цифрах были, но, как правило, лидеры предвыборного марафона оставались неизменными.
Валерий Хмелько, президент Киевского международного института социологии: "Это нормальное явление. Расхождение в несколько процентов - это показатель того, что фирма работает профессионально. Вот когда различия превышают статистические различия, тогда возникает вопрос. Только один показатель для блока Ющенка от ''Джи-Эф-Кей'' он как-то заметно отличается от остальных и я не знаю, чем он может быть объяснен. Может быть спецификой выборки".
Впрочем, были и исключения из правил. Фонд ''Свободы'' регулярно сигнализировал о необычно высоком рейтинге ''Яблука''. А опросы Центра при журнале ''Політична думка'' с не менее завидной регулярностью обнаруживали повышенную популярность Блока Юлии Тимошенко. Руководители центра ''СОЦИС'' откровенно недоумевали - как "думцам" за две недели удавалось опросить 30 тысяч респондентов.
Николай Чурилов, директор Центра политических и электоральных исследований ''СОЦИС'': "Я не доверяю результатам Полохала. Он говорит, что опрос провели в 95 округах, среди 30-ти тысяч избирателей. Я не знаю какими силами осуществлялась эта работа. Но она под силу нескольким, крупным компаниям. Я также не верю опросам ''Фонда Свободы''.
Шеф-редактор журнала тоже был удивлен, но уже по другому поводу.
Владимир Полохало, шеф-редактор журнала ''Політична думка'': "Я не знаю, які сумніви?!! Мені ніхто про сумніви, соціологи, не говорив! Ми співпрацюємо з соціологами, з тими самими які в чомусь сумніваються. Це відомі соціологи в Україні і за кордоном. И ми не вказували, що наші опитування є репрезентативними. Ми проводили їх у виборчих округах. Отже, тут похибка можлива".
Манипулирование (жонглирование) цифрами привело к появлению версии о фальсификации. Причем, оппозиция подозревала власть, а власть - оппозицию. Кто-то заподозрил, что с помощью социологии можно даже совершить государственный переворот. Одним словом - рейтингофрения.
Николай Шульга, президент Социологической ассоциации Украины: "Рейтингофрения - это, по моему определению, аморальное использование данных социологических, а точнее - применением, под видом социологических данных, давления на соперника, давления на общественное сознание, чтобы закрепить в нем либо высокий рейтинг свой, либо низкий рейтинг своего противника".
Опросы действительно использовали вовсю, - и как инструмент, и как аргумент. Одни подчеркивали свой высокий рейтинг и даже отказывались дебатировать, если соперник был менее рейтингоносным. Другие партии и блоки искали виновных в своей не столь высокой популярности а также пути её повышения. Некоторые даже предлагали социологическим службам дорисовать несколько процентов. Не смотря на то, что эксперты не склонны преувеличивать влияние опросов на позицию избирателей. Тем не менее, за удовольствие попасть в список лидеров, даже если он будет виртуальным, некоторые партии готовы были заплатить и 20 тысяч долларов. Именно столько в среднем стоит проведение одного опроса.
Ольга Балакирева, руководитель центра ''Социальный мониторинг'': "Те предложения. С такими предложениями обращаются те политические силы, которые имеют очень низкий процент. И для них ключевым было показать, что они близки к 4%, или способны его преодолеть.
Николай Чурилов, директор центра политических и электоральных исследований ''СОЦИС'': "Все эти компании, все мы работаем честно, по одной простой причине, - потому, что это электоральные исследования не являются нашим основным видом деятельности. Мы специализируемся на маркетинговых исследованиях, и они составляют львиную долю наших заказав. И не дай Бог, мы свое имя опорочим какой-то подтасовкой, фальсификацией, от нас отвернуться основные заказчики".
P.S. На парламентских выборах 1998 года данные опроса, проведенного на избирательных участках практически не отличались от официальных результатов, за исключением, разве что, блока социалистов и селян, а также Аграрной партии. Эти расхождения фирма ''СОЦИС'' объясняет недостаточным финансированием, из-за чего не удалось опросить сельский электорат. Это был первый ''экзит-пол'' в странах СНГ.