Выборы в Украине: взгляд со стороны [ Редагувати ]

"За последние 10 лет наблюдение за выборами стало своеобразным инструментом сильных держав вмешиваться во внутренние дела государств послабее. Недействительными признают те выборы, в которых побеждает неугодный западу политик".
("The Guardian", 18 марта 2002-го года. http://www.guardian.co.uk/Archive/Article/0,4273,4376227,00.html)
Сегодня за украинцами наблюдали 944 иностранца официально зарегестрировавшиеся в ЦИКе. Абсолютный рекорд за время существования независимой Украины. Среди наблюдателей несколько граждан Румынии, представители польского отделения организации "Международная амнистия", посольств Эстонии, Литвы, национального демократического института международных отношений, совета Европы, ОБСЕ.
Адриан Северин, президент Парламентской ассамблеи ОБСЕ: "Я тут не как инспектор, а как коллега по демократии".
Собственно процесс наблюдения начался задолго до выборов. Среди чиновников различных европейских и американских организаций, Киев даже удостоили своим посещением 2 зубра мировой политики на пенсии Ганс Дитрих Геншер и Мадлен Олбрайт. Как первый, так и вторая возглавляют сейчас исследовательские институты в Германии и США соответственно. Геншер, который вероятно прибыл в Киев исключительно с научной целью, в формулировках был очень осторожен, в отличии от Олбрайт.
Мадлен Олбрайт, глава Национального демократического института США: "Я приехала в Украину с единственной целью - оценить избирательную кампанию. И я уже вижу вещи, которые меня беспокоят".
Как выяснилось позже, своими мыслями госпожа Олбрайт поделилась и с американскими конгрессменами. Их крайняя обеспокоенность вылилась в принятие декларации о том, что украинцы обязательно должны провести свои выборы демократично.
"Правительство Украины может доказать свою приверженность демократии, если проведет свободные открытые и честные выборы, во время которых у всех кандидатов будет доступ к печатным и электронным СМИ".
(20 марта 2002 года. Палата представителей США. 107-й конгресс. Вторая сессия. http://thomas.loc.gov/cgi-bin/query/D?c107:9:./temp/~c107HXVfbv)
Возможно, конгрессмены хотели как лучше. Но в Украине их добрые намерения поняли не все. Не понял и российский посол.
Виктор Черномырдин, посол Российской Федерации: "А почему бы Украине не сделать заявление. Нечто подобное, что в США выбрали одного президента, а правит другой. И они еще поучают 50-милионный народ".
Виктор Черномырдин вообще очень активно комментировал ход украинской избирательной кампании. Но при этом не уставал повторять, что Россия во внутренние дела соседей не вмешивается. А если кто-то и выскажется довольно резко - так это от избытка братских чувств. Или дружеских побуждений".
"...когда говорят, что Россия пытается влиять, давить, я отвечаю: "никаких влияний". Не важно, кого мы любим, а кого нет. Сейчас не до любви. Мы поддерживаем тех, кто за развитие отношений между Украиной и Россией."
(Виктор Черномырдин. "Известия" 25 марта 2002-го года).
Шеф администрации российского президента Александр Волошин был еще откровеннее. Он просто обнародовал список желающих углублять отношения. Из двух партий и одного блока. От Мадлен Олбрайт такой откровенности не дождались. Хотя, судя по вопросам, которые задавала бывший госсекретарь, у неё тоже было что-то вроде перечня фаворитов. Из одной партии и двух блоков.
А вот европейцы приехали без всяких списков. Да и от советов и пожеланий воздержались. Зато заверили украинцев, мол, хотим того же что и вы. Оказалось, жители нашей страны хотят честных выборов. А еще хотят праздника. Что, по словам Хавьера Соланы, почти одно и то же.
Хавьер Солана: "Выборы в демократической стране это всегда радость..."