Плюсы и минусы "карты киевлянина" [ Редагувати ]
В СМИ активно развернулась информационная кампания вокруг уже нашумевшей "Карты киевлянина". Плюсы и минусы, предпосылки и последствия - пробуем разобраться как это работает на практике.
В столице активно оформляется и переоформляется "Карта киевлянина", а с начала августа на пластик начнут переводить пенсионеров (в первую очередь - переселенцев из зоны АТО): стартует выдача специальных карт. Если темпы сохранятся, к концу года общий тираж "социального пластика" может превысить несколько миллионов. Это грозит проблемами с выплатами, встревожены эксперты.
В одном банке
Эмиссию всех упомянутых карт осуществляет сегодня единственный банк в стране - государственный "Ощадбанк". Решения об этом принимаются на уровне власти как муниципального, так и государственного масштабов.
Конкретно об эмиссии карт для переселенцев и для пенсионеров в свое время распорядился Кабмин . В свет вышло соответствующее постановление №167 от 14 марта этого года. В документе, в частности, предписывалось Пенсионному фонду совместно с "Ощадбанком" разработать соответствующий порядок эмиссии пенсионных карт (пенсионных удостоверений).
Кроме того, Кабмин обязал "Ощадбанк" до 1 июля 2016 года обеспечить по обращению внутренне перемещенных лиц открытие им счетов и выдачу платежных карт. А не позднее 1 августа 2016 года начать изготовление и обмен существующих платежных карт на платежные карты, которые одновременно являются пенсионным удостоверением.
Помимо того, сегодня в Киеве активно переоформляются Карты Киевлянина. В конце минувшей недели в Центре коммунального сервиса столицы на сей счет прошла пресс-конференция - при участии первого замглавы КГГА Геннадия Плиса, замдиректора департамента розничного бизнеса "Ощадбанка" Владимира Москаленко и директора КП "Центр коммунального сервиса" Екатерины Саркисовой.
Чиновники и банкир в один голос убеждали прессу и - вместе с ней всю общественность, что им удалось существенно упростить алгоритм переоформления Карты Киевлянина в "Ощадбанке". В первую очередь это должно быть интересно бывшим клиентам банка "Крещатик", который до своего крушения имел фактически монопольное право на эмиссию упомянутой Карты.
Как сообщил господин Москаленко, сейчас держателям "крещатинского" пластика нужно только в пару кликов открыть страничку "Ощадбанка" в интернете или позвонить в Колл-центр, назвав номер и серию паспорта и номер индентификационного кода. Для тех же, кто впервые открывает Карту Киевлянина, достаточно подойти в отделение "Ощадбанка" с паспортом и кодом и заполнить договор. Все отношения с органами соцобеспечения банк берет на себя - самим льготникам туда ходить уже не надо.
После этого, по его словам, без лишних проволочек в течение месяца карта будет готова и ее можно будет забрать в том отделении, куда наиболее удобно подойти.
В свою очередь, Екатерина Саркисова пояснила: ее предприятие также подключается и начинает массовое переоформление данных для Карт. В первую очередь это важно для бабушек и дедушек, не имеющих не только интернета, но и представления о том, как "работает" социальный пластик. Они, по словам чиновницы, получают возможность легко переоформить Карту непосредственно в помещениях сервисных центров. Выльется ли это на практике во многочасовые очереди, госпожа Саркисова не сказала. Напротив, уверена: каждый клиент будет обслужен быстро и качественно.
Наконец, Геннадий Плис сообщил СМИ, что большая часть средств, замороженных прежде на Карте Киевлянина в результате банкротства "Крещатика", уже выдана гражданам: из 2,78 млрд грн выплачено 2, 56 млрд.
"Ощадбанк" уже эмитировал 150 тысяч подобных социальных карт и готов тиражировать их дальше, заявили участники пресс-конференции.
Сомнительный сервис
Так-то оно так, но если и впрямь предстоит запустить в несколько раз больший тираж - выдержит ли система? Памятуя, насколько неповоротлив по части сервиса всегда был "Ощад", мы попытались на практике выяснить, справляется ли он сегодня.
Выяснить, однако, не удалось: телефон всех номеров "Горячей линии" закольцован на автоответчиках. Чтобы получить шанс пообщаться с живым оператором, надо ждать 5-7 минут. Звонки при этом не бесплатные. И даже достучавшись до оператора, рассчитывать на полноценный ответ можно далеко не всегда.
Так или иначе - иди в банк. Ну а там - как повезет. В день, когда наш корреспондент зашел в одно из отделений на правом берегу столицы, в помещении негде яблоку было упасть. Если предположить, что клиент - человек работающий и спешащий по служебным делам, дождаться своей очереди в такой толпе ему явно "не светит". Пенсионеру же придется запастись не только терпением, но и валидолом: в помещении душно, присесть толком негде. Менеджеры - уставшие, загруженные и плохо себя контролирующие. Не хочется думать, что через месяц - уже за самой картой - сюда вновь придется приходить. А если ее потеряешь, не дай Бог?
Не нужно быть большим финансовым аналитиком, чтобы понять: увеличение потока клиентов при дальнейшей эмиссии карт в таких условиях грозит вызвать коллапс в рознице "Ощадбанка". И руководству финучреждения нелишне было бы вначале продумать модернизацию отделений и всеобуч персонала. А уж потом браться за столь масштабный и ответственный проект.
Журналисты попытались было заявить обо всем этом и разобраться в "подводных течениях" вокруг околокарточного бизнеса "Ощадбанка" и его лоббистов – но встретили жесткий отпор со стороны банка. В минувшую пятницу от лица пресс-службы "Ощадбанка" было распространено гневное обращение к СМИ с требованием не "участвовать в спланированной массовой информационной кампании, направленной на дискредитацию…банка". Особо непонятливым было прямо сказано: "к расследованию фактов дискредитации ("Ощадбанка") привлечены правоохранители, СБУ, СНБОУ и Генпрокуратура". Ни меньше ни больше. На воре шапка горит?
Поле для маневров
В то же время, по мнению аналитиков рынка, активная (если не сказать - агрессивная) позиция "Ощадбанка", который рьяно берется за социальный пластик, вполне объяснима.
Руководство финучреждения, используя его государственный статус с одной стороны и - личные связи в высших эшелонах власти с другой - пытается заполучить контроль за многомиллиардными денежными потоками социальных и пенсионных выплат. При этом не обходится без классических коррупционных приемов.
"Это бизнес-проект двух известных молодых людей - экс-премьер-министра Арсения Яценюка и главы "Ощадбанка" Андрея Пышного, - говорит глава Всеукраинского общественного объединения "Финансовая грамота Украины" правозащитник Михаил Стрельников. В пользу такой версии говорит и тот факт, что "бизнес-проект" как раз начинался, когда Арсений Петрович еще был у власти".
По мнению эксперта, выдача фактически всего социального пластика в стране лишь одним банком - вполне реальная опасность для держателей таких карт.
"В некий критичный момент средства, оказавшиеся на карте, могут стать недоступными, а то и просто исчезнуть",- предупреждает Стрельников. И рекомендует: все поступления, по возможности, тут же обналичивать.
"В смутные 90-е годы на предприятиях разного масштаба была практика: снимать все деньги со счетов в конце рабочего дня, - вспоминает эксперт. Некоторые фирмы для этого даже нанимали специальных бухгалтеров. Почему? Потому, что назавтра на этих счетах (если там что-то оставалось) можно было уже ничего не найти. Такая же зыбкая ситуация в финансовой системе страны и сегодня. Риск того, что рано или поздно выплаты через "Ощад" могут захлебнуться, достаточно реален".
В свою очередь глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак не готов так сгущать краски насчет надежности средств на счетах "Ощада". Это государственный банк, а потому государство в любой - даже патовой - ситуации будет его вытаскивать из дефолта, убежден Новак.
В то же время эксперт возмущен другим: грубым нарушением норм и прав потребителей со стороны "Ощадбанка" и властных структур, откровенно лоббирующих этот процесс.
"Людей силой, не спрашивая их согласия, переводят в некий один банк. Грубо используется админресурс. С какой стати? Я сам имею право решать, где хочу (и хочу ли!) обслуживаться", - возмущается Новак.
По его мнению, инициаторов этой идеи легко понять: расширение базы за счет миллионов новых, пусть даже и "социальных", клиентов - мечта любого финучреждения.
"Цель каждого банка - наращивать клиентуру, - говорит Новак. Концентрация такого количества клиентов в одном отдельно взятом финучреждении - существенный плюс для банка. Чем больше клиентов, тем мощнее и убедительнее финансовые показатели, тем шире поле для маневров". Средоточие всех карточных проектов в одном государственном банке нацелено на то, чтобы наращивать финансовое благополучие бизнес-империй, владельцы которых сейчас находятся во главе государства, считает Андрей Новак.