Крестовый поход против священной войны [ Редагувати ]

Страны англо-саксонской цивилизационной сферы (в простонародье - Запад) замирают или впадают в нервный тик, слыша слово джихад ("священная война"). В то же время, арабы тоже до смерти напуганы. Правда, у них легкий шок вызывает слово "крестовый поход". Все
-таки помнят люди историю, у которой есть такое интересное свойство - повторяться...Джордж Буш делает все возможное, дабы объявленная им война против международного терроризма не вылилась в войну против исламского мира. И даже больше - Буш не только говорит об этом, но и требует от американцев в эти дни большего уважения к лицам арабской национальности в Штатах. Сейчас у американских арабов есть карт-бланш: они могут где угодно устроиться на работу и качать права в государственных учреждениях.
Но при всем этом американский президент и не подумал дистанциироваться от своей культурной традиции с крепкими техасскими словечками, отпечатком прилежного христианского воспитания в детстве. В обиходе Буша по-прежнему остаются фразы типа "добро против зла", "тот, кто не с нами, - тот против нас" и подобные. Эти выражения однозначно присущи только западной христианской культуре и совершенно непонятны и чужды индийцам, арабам и китайцам. Буш продолжает делить мир на понятия "мы" и "они", что подразумевает четкую сегрегацию, чуждую даже самым примитивным демократическим принципам. Хотя, к ним просто привыкли. Но Восток - дело тонкое. Те слова и выражения, которые слетают в последние недели с уст власть имущих США и ЕС воспринимаются жителями Запада спокойно, но вот население Ближнего Востока расценивает их как прямые угрозы. Поэтому политический язык - вопрос первостепенной важности в подготовке антитеррористической операции мирового масштаба. Одно неосторожное слово может положить начало необратимому процессу третьей мировой...
Когда Усама бен Ладен и вместе с ним еще несколько исламских стран с фундаменталистскими правителями объявили джихад Западу, то США долго смеялись над тем, как могут талибы, Иран или Судан с их ресурсами воевать против "державы номер один". Сейчас им уже не до смеха. Однако арабы все поняли и без решительных действий. Им хватило того, что Джордж Буш неосторожно в одной из своих речей заявил об организации нового крестового похода. Понятно, что исторические события тысячелетней давности вызвали очень негативный отзвук в сердцах арабского мира. И вообще, Буш употребил наихудший термин из всех, которые только можно было придумать в данном контексте.
Для Европы эра после крестовых походов стала культурной революцией, переросшей в Ренессанс, тогда как для арабского мира она ознаменовалась наступлением "темных веков". Так, ливанский историк Амин Малуф в своем исследовании "Крестовые походы - взгляд с арабской стороны" прямо указывает, что "арабский мир после крестовых походов был посрамлен и унижен... он еще долго не мог посмотреть на крестовые походы как объективное историческое явление, видя в них лишь месть европейцев".
Крестовые походы в психологии жителей арабского мира ассоциируются с оскорблением национального достоинства, осквернением святынь ислама и разрушением арабских городов. Не даром ведь Усама бен Ладен, объявляя джихад против западного мира в 1998 году в прокламации написал, что война объявляется "евреям и "несущим крест". Наверняка бен Ладен в 40-м поколении потомок султана Салладина, вознамерившийся отомстить за взятие Иерусалима, не иначе.
А Амин Малуф считает, что именно Израиль в наши дни является всемирным провокатором, стремящимся втянуть США в войну с арабским миром. "В мусульманском мире слова о нападении значат то же, что и само нападение. Если есть выражение чувства, то оно всегда перерастает в действие". Ливанский интеллектуал уверен, что рано или поздно война между Западом и арабским миром должна была начаться. "Оридент и Ориент снова столкнуться. Это будет битва священной войны против крестовых походов", - заключает Амин Малуф.
Вряд ли такой интеллектуал как Джордж Буш младший найдет время почитать на досуге арабских мыслителей. Но некоторые из его советников просто обязаны этим заниматься. По долгу службы. И это в их интересах - подсказать шефу, что, мол, не стоит так рьяно разглагольствовать о крестовых походах, обращаясь к исламскому миру. Так как в современном мире риторическая амуниция подчас значит больше военной.
В наше время войны выигрываются на страницах газет, а не в Сирийской пустыне.
..