Как адаптироваться военным после АТО (интервью) [ Редагувати ]

Спустя всего два года для многих война стала чем-то обыденным и происходящим где-то далеко.
Однако, сколько украинских военных сталкиваются с этими страшными реалиями каждый день. Мы постоянно слышим ужасающие истории о том, как боец не смог найти себя в мирной жизни и захотел обратно, кто-то не смог пережить, перебороть свои чувства и покончил жизнь самоубийством.
На самом деле проблема адаптации военных в мирной жизни стала актуальной темой.
Врач-психотерапевт одной из столичных больниц рассказала, с чем сталкивается человек на войне, почему ему трудно адаптироваться и что с этим делать.
В чем заключается работа психотерапевта с участником АТО?
АТОшник - это профессия, за которой всегда стоит человек. Человек - это личность. Нужно понимать, что АТО для них значит и что такое законы военного времени. Война и военные действия накладывают отпечаток на психологию человека. Есть определенные стадии, которые он проходит, определенные адаптационные механизмы. Нужно понимать, представлять, в каких условиях был человек, что он прошел. Но в любом случае - это работа с личностью человека.
В чем сложность адаптации?
В том, что это два разных мира: война и мир. Просто там они сталкиваются еще с вопросом жизни и смерти, и выбора, который стоит в одну секунду. Гражданская жизнь предполагает, что у нас выбора много - на какую вечеринку пойти, какое платье надеть и так далее. У них во время их работы нет выбора. У них есть выбор выполнять свое задание только качественно, потому что иначе они могут пострадать, они могут подставить своих побратимов.
Почему им здесь сложно? Потому что здесь они видят совсем другую жизнь. Здесь люди не всегда говорят правду, далеко не всегда являются надежными. На войне они доверяют друг другу. То есть, за спину они посадят только того человека, в котором уверенны, что он выстрелит в нужный момент, посмотрит в определенный квадрат, в определенный угол. И они, когда приходят сюда, не доверяют никому, а иногда и даже близким.
Всегда ли участнику АТО нужна помощь специалиста?
Помощь нужна не всегда, но можно обратиться за консультацией к профессионалу, чтобы быть уверенным, что все в порядке. Все зависит от личности. Если это психически здоровая личность, она будет адекватно реагировать. Она поймет, что ей надо переключиться, ей нужны механизмы. Да, ей нужно помочь переключиться, рассказать, направить. И уже от результата беседы со специалистом, боец сам решает, нужна ему помощь сейчас или спустя какое-то время.
Обязательно ли, что они употребляют алкоголь или наркотики после возвращения?
Нет, не обязательно. Зависит от личности. Возможно, это была не зрелая, не сформированная личность. Возможно, это личность была зависима изначально и он другого способа, как в алкоголе, для себя не видел до войны и не видит после. Возможно, он не смог справиться с психологической нагрузкой после войны и начал употреблять алкоголь, чтобы справиться со своими переживаниями. Ведь есть расхожее понятие, мол, выпьешь и станет легче. Вот многие и стали "топить" свои чувства страха, боли, обиды, гнева в спиртном.
Как часто случаются суициды среди участников АТО?
Я не могу ответить на этот вопрос, я не статист. Это есть. Он не видит другого выхода. Психика его не видит другого выхода. Он понимает, что назад он не может вернуться по одним каким-то причинам и здесь он найти себя тоже не может. Еще вопрос стоит в том, что военный-это профессия, это призвание. Не каждому дано, не каждый должен быть военным. Кто-то отлично делает свою работу в штабе, кто-то связным, а кто-то делают свою работу снайпером. И это разные АТОшники.
Часто бывают случаи, когда пошли по чувству долга, что нужно защищать семью, родину, отстаивать свои права, какие-то позиции. Он же мужчина. Исторически так сложилось, что они не могут признать своих проблем. Он должен решать свои проблемы, он должен решить этот вопрос. А он видит реалии войны и он выполняет свою работу. Но при этом его психика получается, как "захлебывается" этими негативными эмоциями. И он не умеет или не знает, как пользоваться механизмом переработки негативных эмоций. Каждый человек должен найти способ и выход, который будет безопасным для него и окружающих.
Как вести себя близким с человеком, который участвовал в боевых действиях?
Во-первых, понять, что человек пришел измененным и дать ему пространство, время, предложить ему варианты. То есть, хочешь куда-то поехать, хочешь с детьми будешь больше времени проводить и так далее. Для многих любимое хобби или общение с родными часто становится первой психологической помощью. У кого какая ситуация. Возможно, его на какой-то период нужно оставить одного. Самое главное - это создать обстановку, чтобы он понимал, что дома безопасно. Не перегружать, не перебарщивать, вести себя, по сути, как обычно. Создать атмосферу спокойствия в доме. Отнестись к нему как к мужчине, с уважением, принятием, но не с жалостью. Ни в коем случае. Хотя некоторые и требуют жалости.
Самое важное, когда они возвращаются, не надо их спрашивать, что там было, если они сами не рассказывают. Можно спросить, как он, чего он хочет, какие у него планы, а также показать варианты помощи и абилитации.
А что делать, если он начинает сам рассказывать о том, что видел и что с ним происходило?
Тут вопрос стоит в том, как на это отреагирует человек, которому он об этом рассказывает. Может, та же жена или мама потом спать не будет ночами. Тут можно плавно перейти на другую тему. То есть, спросить, что было хорошего. Война - это тоже жизнь. Ведь там они встречаются, знакомятся, делятся. Там много смешных ситуаций. Можно переключить на позитив, что было веселого, были ли собаки, кошки на посту и так далее. Или спросить: "Ты именно со мной хочешь об этом поговорить?".
Что делать близким, если военный самостоятельно не справляется с психологическими проблемами и не хочет обращаться за помощью к специалисту?
У нас госпитализация может быть только, если он представляет опасность для себя и окружающих. Все остальное по согласию. Возможно, есть такие варианты, как связаться с его побратимами. Почему жена не справляется - он ее не слышит, она не является авторитетом для него на данный момент. Может, она ему не показала, что она маяк мирной жизни. Каждая семья - свой устав. В любом случае у него там побратимы появились или друзья, которые прошли с ним эту ситуацию. Почему, например, у нас через 2 года войны возникли вопросы относительно некачественной психологической помощи? Не все понимают, что ребята эти рассказывают, о чем они говорят. В чем вопрос: они очень-очень чувствуют лживость. Очень сложно довериться такому человеку. Им нужно, чтобы их поняли, что такое сидеть в окопе рядом с товарищем, которого ранило, а он не может покинуть эту боевую точку сейчас. Ему нужно, чтобы человек, которому он говорил, его понимал, а не скликивал "Ох, какой ужас". Для него это не ужас, это реальность.
Кстати, я всегда предлагаю быть с семьями у меня на консультации, с женами, совместно или отдельно. Но чаще всего нужно отдельно с женой, отдельно с мужем поговорить. Потому что это разные люди, потом они уже договорятся между собой. Жене нужно ответить на вопросы, какой он и что теперь он немножко другой. Это тот же человек, но уже с новыми взглядами, понятиями. У него что-то появилось, а что-то пропало.
Отличается ли работа психотерапевта с АТОшником и военнопленным?
Да, отличаются. Вам каждый военный ответит, чего он боится больше всего, он скажет попасть в плен. У настоящих военных, у которых это призвание, будет граната, чтобы подорвать себя и не попасть в плен. У него будет что-то, чтобы не сдаться. Умру, но не сдамся. Это самый страшный страх, с которым человек столкнулся, еще и пережил это, он выжил в этом аду.
Как долго длится курс реабилитации в больницах?
Он может занимать очень много времени. Есть ребята, которые приходят на ротацию, у них есть какое-то определенное время. Есть еще случаи, когда он начал открываться, он поговорил и ему хватит. Я не имею права говорить : "Нет, тебе нужно еще и дальше". Это значит, что вот эту проблему он решил, договорился вот в этом вопросе сам с собой. То есть, это индивидуальный процесс и уже каждый для себя решит, когда пришло время закончить психотерапию.
Может ли человек после курса реабилитации никогда не возвращаться к теме войны?
К счастью, такие случаи есть, они не редкость. Человеку дана психика, которая умеет адаптироваться к новым условиям. Мы знаем ни один пример, когда пришел парень, даже когда инвалид, то он смог найти себе дело, работу, завести семью. Психическое здоровье - это условность, грубо говоря. Но если он, его качество жизни на достойном уровне, его это устраивает, он чувствует себя полноценным человеком, полноценным членом общества, он чувствует свою значимость и необходимость в семье. Мы считаем, что это является качеством психического здоровья.
Тем временем yа Донбассе боевики резко увеличили количество обстрелов.