В Черкассах пишут сценарий к политическому триллеру [ Редагувати ]

В отличие от парламентской кампании, выборы в местные советы изобилуют скандалами и конфликтами. Самым громким и долгим стало противостояние между двумя главными кандидатами на должность мера Черкасс. В течение двух недель мы стали свидетелями эволюций горизбиркома, который вопреки решению суда отказался обнародовать результаты выборов, отменил собственное решение о регистрации Анатолия Волошина кандидатом на пост градоначальника и назначил перевыборы на 16 июня.
События в Черкассах вполне могли лечь в основу сюжета политического триллера. Рабочее название - двоемэрие или необъявленная война. Для тех, кто не в курсе - борьба идёт не столько за кресло градоначальника, сколько за 130-миллионный городской бюджет. Итак, действие разворачивается в старом и до недавнего времени тихом и спокойном городе. Главные действующие лица:
Олийнык Владимир Николаевич, черкасский градоначальник с 94 года. Баллотировался на пост мэра в третий раз. Злые языки утверждают, что выборы он проиграл. Олийнык требует сатисфакции.
Владимир Олийнык, мэр Черкасс: "Якби моя воля, я би взагалі по всій України признав вибори недійсними".
Волошин Анатолий Борисович, директор закрытого акционерного общества "Юрия", или, проще говоря - молокозавода. На пост городского головы претендовал впервые. Считает, что победил именно он. И именно выбор граждан дал ему право занять кабинет Олийныка. Опять же злые языки говорят, что ненадолго. Война с Олийныком - дело непростое.
Анатолий Волошин, кандидат на пост мэра Черкасс: "Телефони дійсно не працюють. Спочатку воду теплу відключили, потім холодну".
Олексенко Галина Ивановна, председатель городской избирательной комиссии. В свободное от выборов время руководит закрытым акционерным обществом "Каштан-плюс". Уже знакомые нам злые языки утверждают, что Олексенко - человек мэра, и многим ему обязана.
Галина Олексенко, председатель черкасской избирательной комиссии: "Обвинять, що ми щось неправильно зробили - це просто кощунство".
Черкащане не обвиняют никого. Правда, для того, чтобы определиться с мэром, неделю назад хотели собрать вече, но передумали. Ведь для них эта ситуация - дежа вю. Все это уже было. Только 8 лет назад кабинет мэра захватывал не Волошин, а Олийнык. Причем, даже после того, как суд принял решение, что никакой он не городской голова, Владимир Николаевич горисполком не покинул. Люди повозмущались... и успокоились.
Галина Иващенко, жительница Черкасс: "Он же ночью влез. Не было ни результатов выборов. Это была ночь, он фомкой дверь взломал, как бандюга".
Владимир Олийнык, мэр Черкасс: "Ні, хай Бог милує. Ви згадайте. Я отримав протокол, я отримав посвідчення і я був легітимний міський голова. А що в цієї людини є - я не знаю. Немає жодного документа".
Анатолий Волошин, кандидат на пост мэра Черкасс: "Ми з кожної дільниці мали інформацію і копію протокола з мокрою печаткою. Чому я сюди і зайшов, в мене була основа, в мене є протоколи, де люди сказали своє слово. З переважною більшістю. Чому так бояться сьогодні виголосити результати".
Но ситуация оказалась просто парадоксальной. Комиссия не то, чтобы не хотела огласить результаты выборов. Она и не могла этого сделать, потому что изначально не считала голоса избирателей.
Сергей Гончар, депутат черкасского горсовета: "Із кандидатур, які подали політичні партії і громадські організації в міську територіальну комісію, Олійник не виніс жодної кандидатури. И як наслідок, в комісію не попало жодної людини, опозиційної до Олійника, Ця комісія ніколи не прийме рішення на користь іншого кандидата, окрім Олійника".
Владимир Олийнык, мэр Черкасс: "Це не до мене. Я не маю права втручатися в роботу комісії. Але комісія, напевно вкладала якісь свої аргументи. А один із них - це конкретна скарга заявників, і наприклад, конкретні порушення того, хто сьогодні вважає себе за міського голову. Самозванец".
Галина Олексенко, председатель черкасской избирательной комиссии: "Коли вибори признали недійсними, то підсумки голосування по Волошину ми не підводили. Я не юрист. Но те що мені дали закон, я його як кожний громадянин прочитала. Я читаю, як я його розумію. І так всі члени комісії. Якщо вибори признали недійсними, то який може бути підрахунок голосив. Ну, ось подали на суд, може мені суд роз'яснить і зрозумію це".
Хоть и за закрытыми дверями, но суд состоялся. Выборы признали действительными, а городской избирательной комиссии было предписано в пятницу, до 17 часов все же огласить результаты голосования. И что вы думаете? Пока председатель горизбиркома, которая накануне попала в больницу с сердечным приступом, принимала лекарства, здоровые члены комиссии проявляли завидное единодушие в игнорировании судебных решений. Они издали очередное постановление о признании выборов недействительными. И назначили повторное голосование на 16 июня.
Но, пожалуй, самый загадочный пункт постановления - тот, который касается Анатолия Волошина. Избирательная комиссия, еще несколько месяцев назад торжественно вручившая ему мандат кандидата в мэры.... в субботу отменила свое же решение и сняла его с регистрации. Так, что в случае повторных выборов, борьбу за кресло градоначальника будет вести один человек - Владимир Олийнык.
Но и это ещё не всё. В тот же день члены комиссии заявили, что 16 апреля на очередном заседании сессии горсовета они сложат с себя полномочия. Другими словами, горизбирком заявил о самороспуске. И теперь у Анатолия Волошина единственный выход - обжаловать в суде и эти два решения горизбиркома. Но времени у него - только до вторника.