Дикая трагедия в Броварах [ Редагувати ]

Дикая трагедия, произошедшая в Броварах, изменила привычный ритм жизни людей. Днем на железнодорожной станции была найдена сумка с телом ребенка. Труп девочки убийца хранил у себя на балконе 25 дней.
Трагедия, происшедшая в городе Бровары Киевской области потрясла общество, причем не только рядовых обывателей, но и повидавших многое по долгу своей службы сотрудников милиции и прокуратуры. За годы моей работы в правоохранительных органах я впервые столкнулся с подобным изуверством. И хотя об этом преступлении сообщали практически все украинские средства массовой информации, я хочу вернуться к этой истории еще раз. Во-первых, чтобы подробнее рассказать обо всех обстоятельствах трагедии, во-вторых, чтобы сделать выводы...
Первого февраля на железнодорожной станции Бровары случайные прохожие нашли сумку. Эта находка изменила жизнь не только города, но и всей Киевской области.
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "Была хозяйственная сумка, внутри которой был такой большой кусок целлофана. В этом целлофане, значит, был расчлененный труп. Отчленены были только ноги, в двух местах. В тазобедренных суставах и коленных. Были помещены в сумку. На дно сумки. А сверху лежало само тело, с головой и руками".
В заключении судмедэкспертов сказано, что это тело ребенка - девочки восьми-девяти лет. Её смерть наступила задолго до того дня, когда была найдена сумка. Спустя некоторое время удалось установить и личность убитой. Девятилетняя Дарья Погорелова - жительница Броваров, ученица третьего класса. Заявление о пропаже девочки поступило в милицию почти месяц назад. Тогда, по словам матери, Дарья ушла из дому и не вернулась.
Николай Жукович, начальник Центра общественных связей ГУ МВД Украины в Киевской области: "Ситуация - из ряда вон выходящая. Такого в городе еще не слыхивали. Чтобы вот так, среди бела дня, на вокзале нашли сумку с останками ребенка! Какой вред могла причинить кому-либо малолетняя девочка? Что с неё было взять? Тогда все считали, что это дело - очередной "глухарь" для следствия".
По словам судмедекспертов, смерть ребенка наступила от многочисленных разрывов внутренних органов, причиной которых было изнасилование. От одной мысли, что на свободе находится человек, способный на подобное злодеяние, становилось дурно. Ведь этому нелюдю ничего не стоит напасть еще на одного ребенка. К тому же, согласно статистике, подобные преступления очень часто приобретают серийный характер. Ход расследования взяли под контроль в Министерстве внутренних дел.
Василий Стефанишин, заместитель начальника ГУ МВД Украины в Киевской области: "Проводилась разъяснительная работа. Говорили и в местной прессе мы об этом. Ориентировали на поиски преступника. В школе проводилась работа. С учителями с учениками. Но, как вы понимаете, при опросах мы сами же наталкивали людей... И это порождало, будем говорить, ненужные разговоры, слухи и так далее".
Обстановка в городе накалялась. Люди паниковали. Теперь каждый ребенок, даже если он жил всего в нескольких метрах от школы, ходил на занятия только в сопровождении родителей. И, как всегда бывает в подобной ситуации, слухи распространялись самые невероятные.
Николай Лоевский, начальник штаба Броварского городского отдела милиции: "Правда, не только говорили правдивую информацию. Искаженную. К примеру, газета "Вести" написала, что было совершено преступление. Кроме этой девочки было найдено еще два человека. Это в парке Победы - 18-20 летняя девушка; потом, через некоторое время, - 5-6 летняя девочка. То есть это факты были вымышленные, недействительные".
Публикации в газетах сделали свое дело. Обнародование непроверенной информации только усилило панику среди населения. Но тем ни менее сотрудники милиции продолжали работать над раскрытием преступления. Были опрошены соседи, одноклассники, учителя Дарьи. Неоднократно разговаривали с родственниками девочки. Именно после отработки этих данных у оперативников появилась первая версия.
Василий Стефанишин, заместитель начальника ГУ МВД Украины в Киевской области: "Родители потерпевшей вели не очень приличный образ жизни. Мать пьянствовала, находилась в разводе с отцом. Отец жил в Киеве с сожительницей. Мать продала трехкомнатную квартиру, разменяв ее на двухкомнатную. Затем эти деньги пропила. Двухкомнатную продала. Поменяла на однокомнатную, пропив деньги те же. И только опекунский совет города Бровары не дал возможность продать эту квартиру, так как малолетней Дарье она должна была остаться до ее совершеннолетия".
Именно однокомнатная квартира, согласно одной из версий оперативников, и могла стать мотивом убийства. Подозрение пало на мать Дарьи - Наталью Погорелову. Ведь при живой дочери квартиру продать было невозможно. Только после смерти девочки она становилась полноправным владельцем недвижимости. Несмотря на кажущуюся абсурдность этой версии, в процессе ее отработки работники милиции все больше убеждались, что она имеет право на существование.
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "Реакция матери была неадекватная. Когда ее доставили сюда, значит, на следующий день утром, когда Даша пропала, в пять утра пришла, написала в горотделе заявление о пропаже дочери. Все это время, фактически в милицию больше не обращалась, не интересовалась розыском. И когда уже обнаружили труп, опознали эту Дашу, ее привезли в городской отдел, она, якобы, не знала сначала, что труп девочки нашли уже. Может, надеялась, что где-то она живая еще. И, когда она узнала о том, что девочку нашли расчлененной, уже все, уже ничего не вернешь, ну, я видел реакцию людей, которые теряют своих родственников. Люди переживают. От истерики и заканчивая шоком".
Наталья - не переживала. Более того, после проведения опознания в морге, где она, по словам очевидцев, просто играла на публику, поведение матери Дарьи еще больше насторожило работников милиции. Неужели поражающая своей нелепостью версия о детоубийстве окажется верной?
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "Она сыграла на публику там, в секционном зале. Она упала на стол, ее там подняли. Все, только ее вывели из морга, она вышла на улицу, подошла к своим подругам, закурила и стала говорить вообще на другую тему".
За Натальей Погореловой было установлено наблюдение. Работники милиции все же не исключали, что женщина может находиться в шоковом состоянии; поэтому с выводами не спешили, и особую активность не проявляли. Ведь излишние вопросы могли бы еще больше травмировать психику женщины. Оперативники решили проверить алиби Натальи в день пропажи ее дочери. Были также опрошены соседи Погореловой. Ведь вполне возможно, что и спустя месяц со дня исчезновения Дарьи кто-то из них мог вспомнить что-либо важное для следствия.
Что касается алиби Натальи, то с этим все было в порядке. В день пропажи дочери она действительно была на работе. И оперативникам оставалось только извиниться за свои подозрения перед ни в чем не повинной женщиной и пообещать ей во что бы то ни стало разыскать убийцу.
Результативным оказался и опрос соседей Натальи. Один из них, сорокатрехлетний Владимир Попов, припомнил, что накануне исчезновения Даши видел ее с незнакомым мужчиной. Указал и приметы - средних лет, невысокого роста, коротко стриженый. По его словам, незнакомец посадил ребенка в автомобиль и уехал.
Николай Жукович, начальник ЦОС ГУ МВД Украины в Киевской области: "Припомнил он и на каком автомобиле увезли Дарью - ВАЗ-2104, красного цвета. По словам Попова, он обратил на машину внимание, так как на заднем стекле у нее была такая забавная наклейка. Какой-то зверек. Номер он не помнил, но это и не удивительно, ведь столько времени прошло. Ну, что, начали искать "Жигуль", - ведь это единственная зацепка была в этом деле. Больше не за что было уцепиться. Выхода другого не было".
По приблизительным подсчетам оперативников, в Броварах зарегистрировано около полусотни подобных автомобилей. Чтобы найти убийцу, работникам милиции нужно было проверить каждого владельца "Жигулей". Но и это не гарантировало успеха, ведь человек, о котором рассказал Владимир, мог и не быть жителем Броваров.
Но, тем не менее, оперативники ухватились за соломинку. Да и что оставалось делать? Люди просили у работников милиции защитить их детей, а преступник, так жестоко расправившийся с невинным ребенком, все еще находился на свободе.
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "Отрабатывались посписочно, учеты брали всех лиц состоящих на учете в районной больнице, в городской больнице, у врача психиатра. Отрабатывались лица раннее судимые за преступления с сексуальной направленностью. Задерживали людей. Задерживали в первую очередь тех, алиби которых не могли проверить, установить на первоначальном этапе".
В процессе отработки владельцев красных Жигулей в поле зрения оперативников попал некий Андрей Чухрай - тридцати девяти лет, дважды судимый, половину жизни - провел в тюрьме. И что самое интересное, второй срок получил именно за изнасилование. За Чухраем сразу же было установлено наблюдение. Сейчас на ваших экранах оперативная съемка. Чухрай и не подозревал, что практически все время находился под колпаком у милиции. Фиксировался каждый его шаг. А вот интересный кадр. Обратите внимание! На заднем стекле автомобиля - наклейка! Уж, не о ней ли упоминал Попов? Медлить было нельзя, оперативникам нужно было действовать. Еще одного убийства работники милиции допустить не могли.
Задержание Чухрая. Вышел из машины, закурил, переходит дорогу. Сзади подходят двое, красиво заламывают руки и кладут на капот машины. "Шмон" по карманам...
Николай Жукович, начальник ЦОС ГУ МВД Украины в Киевской области: "Задержали, начали с ним беседовать. А он в отказ. Думали сначала, что просто из-за принципа так себя ведет. Восемнадцать лет все-таки на зоне провел. Да еще и маковую соломку у него обнаружили, так, что лучше ему было сесть за нее, чем за убийство. Но нет, оказалось, что, действительно, к случившемуся - не причастен. В день пропажи ребенка и в последующие четыре дня он гостил у своей сестры в Белой Церкви. Его алиби мы проверили. Подтвердилось".
Но работники милиции и не думали опускать руки. К тому же Владимир Попов, который оказывал всяческую помощь следствию, сообщил, что вспомнил еще несколько важных деталей. По его словам, первые две цифры номерного знака машины - 1 и 4. Автомобиль действительно был красного цвета, но вот в модели Владимир ошибся. "Жигуль" на самом деле, был не четвертой, а второй модели.
Модель, цвет и первые две цифры номерного знака машины. Это уже что-то. Действовать решили по старой схеме. Среди владельцев Жигулей особое внимание уделяли мужчинам, раннее судимым за подобные преступления; тем, у кого не было алиби.
Из списка автовладельцев было отобрано четыре человека. Все они в прошлом отсидели сроки за различные преступления. Трое за изнасилование, четвертый - сорокалетний Николай Матюнин - за убийство. Все проживали в Киевской области.
Николай Жукович, начальник ЦОС ГУ МВД Украины в Киевской области: "Беседовали, опять же, с каждым поочередно. Специфические люди, и не удивительно, ведь столько лет в заключении провели. Пронов, Иванов и Кацупа, это те которые за изнасилование были судимы. С теми сразу было все ясно. Люди старались забыть о прошлом и закон не нарушают. А что касается четвертого - Матюнина - это темная лошадка. С ним работали".
У Матюнина не было алиби. Но это не единственная причина того, что оперативники обратили внимание именно на него. По словам соседей, Николай много пил, часто не ночевал дома, нигде не работал. На вопрос работников милиции, мог ли он совершить убийство, - большинство соседей ответили утвердительно.
Отсутствие алиби и подозрения соседей - это, конечно, не повод для ареста человека. Нужны улики. Сантиметр за сантиметром криминалисты осматривали автомобиль и квартиру Николая. Искали мельчайшие частицы волос, кожи или одежды Дарьи, которые бы подтвердили версию оперативников. Но во время её отработки дело вновь приняло неожиданный оборот.
В милицию вновь обратился... Кто бы вы думали? Тот же Владимир Попов. Он заявил работникам милиции, что у него есть новая версия о том, где и как нужно искать преступника. По его словам Дарью увезли не на Жигулях, а на старом Москвиче. Тоже красного цвета и первые цифры номерного знака - те же. Оперативники настороженно отнеслись к этой информации. Уж не водит ли Попов за нос уголовный розыск?
Николай Жукович, начальник ЦОС ГУ МВД Украины в Киевской области: "Ну, это было уже просто смешно. Если вторую модель Жигулей с четвертой можно было как-то спутать. Они внешне похожи. То с Москвичом - эту уже слишком. Этим, своей чрезмерной активностью, он сам привлек к себе внимание. Это как в поговорке - тот, кто больше кричит, тот и виновен. Вспомнили также и о том, что несколько дней назад, в милицию так же приходила мать одноклассника Дарьи. Ее сын вроде бы видел, что Дарья в день ее пропажи была с каким-то мужчиной. Но тогда на это не обратили внимания".
Мальчика вместе с матерью немедленно вызвали в милицию. И он рассказал, что видел, как в день исчезновения Дарья выходила из подъезда с каким-то мужчиной. Они подошли к ларькам, где незнакомец что-то купил девочке. Куда они отправились потом, мальчик не знал. Но мужчину без труда смог описать.
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "Мужчина высокого роста, лицо продолговатое, вытянутое. На бороде ямочка. Вверху, он говорит, или внизу была золотая фикса из желтого метала. И усы, такие, вперед торчат, как у моржа. На голове кепка. Куртка с множеством карманов на куртке. Брюки и обувь темного цвета".
Со слов ребенка эксперты немедленно составили фоторобот возможного подозреваемого. Удивительно, но в портрете легко угадывался никто иной, как Владимир Попов. Сходилось все - ямочка на подбородке, торчащие усы и даже золотая коронка на зубе. Оперативники понимали - вряд ли это может быть простым совпадением. Теперь Попов стал подозреваемым номер один.
Василий Стефанишин, заместитель начальника ГУ МВД Украины в Киевской области: "1959 года рождения. Уроженец Полтавской области. Раннее не судим. Неработающий. Работал эпизодически. Проживал в том же доме, в том же подъезде. Дважды был женат, развелся. Имел сожительницу. Прежняя жена дает характеристику, как человека жестокого, безжалостного, жесткого".
Было принято решение о задержании Попова. В его квартире был проведен обыск. Криминалисты обследовали каждый сантиметр. И то, что они обнаружили, развеяло все сомнения оперативников. На диване и в ванной были обнаружены мельчайшие частицы крови и волос. Позже эксперты определят, что волосы принадлежат Дарье Погореловой. Отпираться было бессмысленно. Понимая это, Попов подписал явку с повинной.
Василий Стефанишин, заместитель начальника ГУ МВД Украины в Киевской области: "Находясь в нетрезвом состоянии, заманил он ее к себе в комнату, раньше она к нему заходила. Покормил ее картошкой, дал чаю. Затем возникла у него идея о вступлении с ней в половую связь. Как он сам утверждает, она его спровоцировала в этом. Затем он несколько раз ее изнасиловал, в том числе и неприродным способом. Отчего от полученных травм и внутренних разрывов она и скончалась. Он ее практически не убивал, он ее замучил. Осенила его мысль расчленить труп. Он ее положил в ванную, спустил кровь. Расчленил труп, сложил его аккуратно в сумку, предварительно завернув в полиэтиленовый пакет, сумку положил на балкон своей квартиры. И тридцатого февраля уже пошла оттепель, возможно уже был запах в квартире".
Именно внезапное февральское потепление заставило Попова вынести труп из квартиры. Он хотел забросить сумку в вагон одного из проходящих мимо товарных поездов. Но по какой-то, понятной только ему причине, сделать это Попов не смог. То ли ноша была слишком тяжела, то ли побоялся привлечь внимание прохожих.
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "За последние мои четырнадцать лет в уголовном розыске, из них семь лет в убойном отделе, - такого еще не было. Это циничный человек, конечно. Это человеку нужно было быть с железными нервами, чтобы двадцать пять дней труп держать у себя в квартире и каждый день там ходить на работу, или с работы, куда там; к друзьям, приходить домой, ложиться спать, утром обратно уходить куда-то. И все это время труп находился у него под боком".
Но есть еще одно обстоятельство, которое и по сей день тревожит работников милиции. По словам соседей, квартира Попова была всегда открыта для детей. Ребята приходили к нему довольно часто. И Владимир всячески поощрял подобные посещения. Сейчас оперативникам предстоит выяснить - не подвергались ли дети различного рода домогательствам со стороны Попова еще до убийства Дарьи Погореловой?
Станислав Веретейко, старший оперативный уполномоченный Броварского городского отдела милиции: "Дети приходили маленькие, все сверстницы вот этой Даши Левченко. Детям от семи до десяти лет в среднем. Мог, конечно, каким-то образом удовлетворять себя, как там он это делал, я не знаю. Но факт тот, что дети к нему в квартиру ходили, он их пускал. Спрашивали, но видно или родители свою работу сделали, или... Дети отрицают какие- либо контакты и еще что- либо".
Сейчас Владимир Попов арестован. Ему предъявлено обвинение сразу по нескольким статьям Уголовного кодекса Украины, среди которых - умышленное убийство. Статья предусматривает от семи до пятнадцати лет лишения свободы. Владимир, если вина его будет доказана, понесет наказание. И все же позвольте, уважаемые родители, в столь поздний час поинтересоваться - дома ли сейчас Ваши дети?
В интересах следствия мы изменили фамилии людей, которые проходят по данному уголовному делу.