Что будет после воскресного кровавого теракта в Нетании [ Редагувати ]

Разбросанные по асфальту огурцы, персики и картофель, разбитый пластиковый козырек и полицейские, смывающие кровь напором воды из толстого пожарного шланга. Так выглядел вечером в воскресенье рынок в центре израильского города Нетания. За несколько часов до этого там произошел террористический акт, очередной за несколько месяцев. В конце марта в результате взрыва бомбы в местной гостинице "Парк-отель" погибли 29 израильтян. В данном случае число погибших намного меньше - один израильтянин погиб прямо на месте и двое скончались в больницах в ночь на понедельник, плюс сам террорист-смертник, взорвавший себя в глубине торговых рядов. Свидетели рассказывают, что он прибыл на рынок на такси и был одет в израильскую военную форму. Позже ответственность за очередной теракт в Нетании взяла на себя организация "Народный фронт освобождения Палестины".
Так случилось, что известие о взрыве в Нетании мы получили в Иерусалиме, через несколько минут после того, как вышли из кабинета бывшего премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. До этого вместе с двумя другими российскими журналистами в ожидании встречи мы гуляли по Восточному Иерусалиму, беседовали с арабами в сувенирных лавках Старого города и обедали в печально известной всем здесь пиццерии "Сбарро". Там 9 августа прошлого года также прогремел взрыв, унесший около десяти человеческих жизней. В "Сбарро", усевшись за столик вплотную к "очень опасным" толстым оконным стеклам, мы как раз рассуждали о том, что относительно давно в Израиле не было терактов, и каким может стать ответ, если все-таки в одном из городов прозвучит очередной взрыв.
Взрыв не заставил себя долго ждать. Сопровождавший нас на встречу с Нетаньяху его советник по работе с прессой Бенни Брискин рассказал, что за последние несколько дней израильскими спецслужбами было предотвращено 22 террористических акта. Теракт в Нетании предотвратить не удалось. Хотя, как передавало радио, спецслужбы уже за несколько часов до взрыва получили данные о намерениях террориста-самоубийцы. Все силы были приведены в повышенную готовность. Но, вероятно, израильтян сбила с толку военная форма террориста.
Что же сейчас предпримет Израиль? После предыдущего взрыва в Нетании в конце марта началась армейская операция "Защитная стена", прошедшая в палестинских городах Западного берега реки Иордан. Куда сейчас направятся израильские танки? В сектор Газа? По многим данным, похоже, что будет именно так. Во всяком случае, многие израильские политики и военные в последние недели указывали на то, что именно в Газе сосредоточены основные, по их словам, "гнезда террора" - мастерские по производству взрывчатки и минометных снарядов, склады с оружием, а главное - штабы не желающих прекращать террор радикальных исламских организаций. Ввод войск в Газу уже был запланирован после взрыва бомбы в бильярдном клубе в израильском городе Ришон-Лецион 8 мая, однако что-то в тот момент израильтян все же удержало. Наблюдатели не исключают, что этим "что-то" стало прежде всего понимание военных, что "прогулка по Газе" вовсе не обещает быть легкой и приятной. По многим данным, к приходу израильтян там тщательно готовятся. В частности, на пути возможных танковых проходов сооружаются различного рода препятствия и укрепления, минируются многие здания в лагерях беженцев. И вообще, как обещают палестинцы, они устроят израильтянам в Газе чуть ли не Сталинградскую битву, когда "сама земля горит под ногами агрессоров".
Тем не менее, израильтяне настроены решительно. Это мы поняли во время встречи с Бинямином Нетаньяху, чья звезда сейчас снова восходит на политическом небосклоне Израиля.
Что делать? На этот извечный вопрос Нетаньяху отвечает однозначно - терроризм должен быть искоренен, в том числе и военными средствами. Израильтян долго уверяли, что нет военного решения израильско-палестинского конфликта, но это неправильно, говорит Нетаньяху, на данный момент конфликт надо решать именно военными средствами. Бывший премьер-министр Израиля также указывает, что больше не верит в Норвежские соглашения. Точнее, подчеркивает он, они ему никогда не нравились, но в связи с предвыборными обещаниями он был вынужден следовать "курсу Осло". Сейчас же палестинцы, а точнее сам Ясир Арафат, просто разорвали Норвежские соглашения, и их уже не существует. А посему нечего сейчас даже и говорить о создании независимого палестинского государства, и, прежде всего, нельзя иметь дело с Арафатом, чья главная цель, как уверен Нетаньяху, остается той же, что и в 1964 году, когда была создана ООП, - уничтожить Израиль.
Конечно же, указывает Нетаньяху, не израильтянам решать, кому быть палестинским лидером, а кому нет. Но, во всяком случае, они явно вправе делать для себя выводы - говорить или нет с таким лидером. Если же в будущем палестинцы захотят "всерьез договариваться" с Израилем и выдвинут для этой цели "серьезных людей", тогда, дескать, и поговорим. В принципе же, подчеркивает Нетаньяху, мир на Ближнем Востоке возможен лишь при двух условиях - право палестинцев на самоопределение и право израильтян на безопасность. И без соблюдения второго условия не будет соблюдено и первое.
А пока необходимо, считает Нетаньяху, создавать "зоны безопасности", и пройти они, по его мнению, должны вовсе не по линии размежевания, существовавшей до июня 1967 года. Об этом, дескать, арабы пусть даже и не мечтают. "Зоны" будут созданы именно на их территориях. Израиль должен обеспечить для себя безопасность. Да, это дорого, говорит Нетаньяху, но жизни израильтян стоят еще дороже.
Авторитет Биньямина Нетаньяху, или Биби, как его ласково называет правый Израиль, по многим оценкам, растет в стране день ото дня. Бывший премьер-министр Израиля, по многим оценкам, уже отодвигает на второй план премьера нынешнего - Ариэля Шарона. Именно Нетаньяху сулят сейчас многие наблюдатели сначала победу над Шароном на праймериз в их родной правой партии "Ликуд", а затем и возвращение в кресло главы правительства страны. Израильтяне сейчас требуют самых решительных действий против террористов, а "половинчатые шаги" Шарона уже многих здесь раздражают. Так что голосовать они будут скорее за Нетаньяху, которому всячески и выражают сейчас свои симпатии. Портрет Биньямина Нетаньяху висит, в частности, на стене одного из небольших магазинов недалеко от того же рынка в Нетании.
Там, возле торговых рядов, вечером в воскресенье шумно протестовала группа "русских" израильтян, узнавших, что в числе погибших есть и выходец из бывшего СССР - житель Нетании сорокалетний Аркадий Визельман.
"Мы еще покажем этим арабам, - громко кричал явно подогревший себя алкоголем и не стеснявшийся в самых крепких выражениях молодой мужчина в спортивном костюме. - Они еще узнают, как иметь дело с "русскими". На призывы также русскоязычных окружающих вести себя немного потише он почти не реагировал, пытаясь при этом четко провести явно волнующую его идею: арабы якобы по-настоящему боятся только "русских" израильтян, а всем остальным с ними никогда не справиться.
Палестинцы не боятся никого, уверял нас за несколько часов до этого продавец одной из сувенирных лавок в Старом городе в Иерусалиме. Он отлично говорил по-русски, поскольку еще лет двадцать пять назад получил диплом инженера в Киеве. Сам палестинец - выходец из Хеврона, но съездить лишний раз домой, к родственникам, как он рассказывает, становится все труднее - слишком много израильских блокпостов на дорогах. Но он израильских солдат не боится. Главное, уверенно говорил наш собеседник, сейчас состоит в том, что палестинцы давно победили страх. И пусть его испытывают израильские военнослужащие, оказавшись, например, в Дженине. Они, конечно же, считает палестинец, не хотели чинить в местном лагере беженцев какие-то массовые убийства. Просто, по его мнению, солдатами руководил страх от всего окружающего, всего "что движется", и поэтому военнослужащие якобы стреляли в разные стороны и предпочитали передвигаться по лагерю на танках, на всякий случай сметая все на своем пути.
Сейчас уже почти никто, ни в Израиле, ни в Палестинской автономии не верит, что существующий между арабами и евреями конфликт можно решить в обозримом будущем. Не исключено, говорят люди "и там, и там", что этот конфликт затянется еще на два поколения. Хотя все это и безумие, качают головами явно нервничающие от постоянных терактов израильтяне и доведенные до отчаяния постоянными военными операциями в их городах палестинцы. В принципе, часто указывают они, ведь ничего же не мешает двух народам мирно жить рядом.