Восточный вектор внешней политики Украины - на Иран? [ Редагувати ]

Мало кто знает, что 83 % Иранского экспорта в Украину составляет... сушеный виноград. Баланс мог бы измениться. Изменится ли?
Малозе Хевоз - хозяин магазина восточных сладостей - об Украине знает много. И, как он считает, достаточно для того, чтобы иметь желание торговать с украинцами миндалем и пахвалой, урюком и инжиром, фисташками и, естественно, кишмишем - изюмом. Впрочем, он и пять его сыновей, которые верят в Моххамеда, боготворят Андрея Шевченко и, почему-то, боятся Чернобыля, прекрасно понимают, что их бизнес и в масштабах всего Ирана - капля в море. О том, что частная инициатива - это хорошо, но без усилий правительств двух стран не обойтись - на встречах с украинской делегацией говорили и иранские бизнесмены, и министры, и сам президент страны Ходжат-оль-Еслам-ва-Мослемин Сейед Мохаммад Хатами.
Есхак Джахангири, министр шахт и промышленности Ирана: "Мы согласны с мыслью о том, что наш потенциал, потенциал двухсторонних отношения намного выше, нежели те конкретные показатели, которые сегодня существуют".
В прошлом году положительное сальдо Украины в торговле с Ираном составило 158 миллионов долларов. Естественно, такое положение вещей не особо радует Тегеран. Все предложения сбалансировать товарооборот и поставлять на берега Днепра товары широкого потребления, но, к сожалению, не широкого применения - не были услышаны. И в будущем Киев на такой шаг едва ли согласится. Гораздо более приемлемый для украинцев вариант - поставка иранских энергоносителей. Нельзя сказать, что такой сценарий не устраивает Тегеран - от новых рынков сбыта еще никто не отказывался. К тому же не обязательно ограничиваться одними поставками. Иранцы, к примеру, предложили вместе строить газовые турбины и для этого создать совместное предприятие с весьма привлекательной украинской долей - 75%. Олег Дубина после встречи с Мохаммадом Хатами был исполнен оптимизма.
Олег Дубина, первый вице-премьер-министр Украины: "Якщо буде прийнято Україною рiшення щодо створення спiльного пiдприємства, вони можуть виносити питання в парламент, що буде захищений повнiстю ринок вiд постачання iнших систем".
Если с газом проблема практически решена, то с нефтью дела обстоят сложнее. Чтобы устранить все препятствия в срочном порядке создается украинско-иранская рабочая группа, которая и должна установить насколько выгоден маршрут транспортировки иранского черного золота в Европу через Закавказье и Украину.
Торги за черное золото продолжаются. Но пока на мировых рынках нефти доминируют политики, а не экономисты, поставки в Украину Иранской нефти с Каспия откладываются. Новый передел Каспия между Россией, Азербайджаном, Туркменистаном, Казахстаном и Ираном пока не сулит последнему ничего хорошего. До 1991-го года Тегеран и Москва делили море 50 на 50. Сейчас же ситуация изменилась и приходится считаться с новыми претендентами на владение каспийским шельфом.
Причем, каждая из стран пытается отхватить кусок нефтяного пирога. Именно поэтому в министерстве нефти Ирана уже поговаривают о том, что разработки залежей черного золота и его поставки в Украину якобы нерентабельны. Впрочем, зная, как умеют и любят торговаться на Востоке, запросто можно предположить, что торг уместен, даже если цена еще не назначена.