Параллельные миры украинской медицины [ Редагувати ]

Если фракции научились договариваться по самым принципиальным вопросам, то решить менее болезненные для политиков, но более важные для страны проблемы они уж точно смогут. Кстати, в понедельник на Согласительном Совете руководители фракций обсудят - какие законопроекты будут внесены в повестку дня первой сессии. Взглянув на этот перечень станет ясно, какие именно законы депутаты считают наиболее важными. С этим связана и проблема распределения парламентариев по комитетам. Из 318 народных избранников, которые уже определились со своим выбором, большинство - 41 человек - стремятся попасть в бюджетный комитет. На втором месте по популярности - комитет по вопросам топлива и энергетики. Работать в нём хотели бы 29 депутатов. Далее идут комитеты по вопросам экономической политики, собственности и инвестициям, финансов и банковской деятельности. А вот на оставшиеся 12 претендуют всего 10 человек.
Например, заниматься вопросами здравоохранения, материнства и детства хотели бы только трое парламентариев. И это довольно странно, ведь в предвыборных программах большинства партий теме охраны здоровья уделялось довольно много внимания. Ещё один повод для того, чтобы Верховная Рада обратила внимание на проблему здравоохранения дал Конституционный Суд. Он не только подтвердил, что медицинское обслуживание в Украине бесплатное, но и напомнил, что законодатели должны провести четкую грань между бесплатной помощью и платными услугами.
- Ты не можешь навести порядок в своем доме, если вокруг все валится, рушится.
- Хорошо, но государство состоит из структур.
- Нет, государство состоит из каждого из нас.
- Из структур.
- Совершенно не согласен.
- Почему?
- Потому, что если я буду делать одно, а ты другое, то получится как в басне. А мы не должны быть лебедем, раком и щукой. Ведь если ты начнешь строить левый флигель, я правый, а еще кто-то крышу. И она окажется рядом с тем, что мы построим. Вот так мы и строим в Украине нашу систему здравоохранения.
До хрипоты, до сжимания кулаков и бросания папок. Именно так, пусть и не в самом подходящем месте (интеровском ньюс-руме) спорят медики о самом наболевшем - о здравоохранении. Академик и профессор. Они знакомы тысячу лет. Один работает в государственной структуре и потому более осторожен в выражениях. Другой занимается своего рода медицинским бизнесом, а значит может позволить себе большую откровенность. Но где как не в споре рождается истина? И где как ни в споре можно хотя бы попытаться найти ответы на два извечных вопроса - кто виноват и что делать?
Врачи вновь оказались в центре скандала. Ведь на этой неделе Конституционный суд подтвердил - медицина в Украине все еще бесплатная. И большинство наших сограждан расценило это так, что последние 6 лет медики - а кто же другой - бессовестно обманывали людей, говоря, что лечиться даром - это даром лечиться. Они - а кто же другой - заставляли покупать лекарства и перевязочный материал. И вот теперь все стало на свои места. Право украинцев на бесплатную помощь получило официальное толкование. Решение окончательное и обжалованию не подлежит.
В очередной раз стало понятно, что ничего не понятно. Почему решение Конституционного суда принято именно теперь? И в чьих интересах? Ни для народа, ни для власти никогда не было секретом существование в Украине нескольких параллельных миров медицины.
Кого-то это могло возмущать, у кого-то вызывать зависть. Но все знали - для простых смертных есть обычные больницы и поликлиники - с очередями в коридорах, отсутствием медикаментов и прочими атрибутами бесплатного. Для среднего звена были созданы ведомственные клиники. И, наконец, высокопоставленных чиновников должно лечить на Олимпе отечественной медицины - в "Феофании" и подобных ей больницах.
Анатолий Маслов: "Есть ли у нас бесплатная медицина? Наверное, нет. Потому что, все равно, так или иначе, и лекарства, и услуги... Когда я ложил отца в больницу, он инвалид 2-ой группы, врачи прямо говорят: тебе лекарства выписывать те, которые надо, или назови сумму, на которую ты можешь купить. Поэтому мое мнение - что Конституция - это Конституция, а реальность - это далеко не Конституция".
Так утверждают обычные граждане, в интересах которых, собственно, и принимаются законы. Так думают и медики, которые не знают, как блюсти клятву Гипократа, не выходя за установленные теми же законами рамки.
Василий Гульчий, главврач 16 клинической больницы города Киева: "Хотілося б - це така мрія - щоб лікар міг повноцінно надавати медичну допомогу... Щоб він не думав, це призначати чи ні. Бо воно допоможе, але його нема за що купити. Щоб і лікар почував себе повноцінно, і пацієнт міг отримати все, що потрібно".
Но, увы, пока это только мечты. Сейчас любого руководителя больницы врачом можно назвать условно. Ведь он, прежде всего, думает не о современных методиках лечения, а о том, где взять деньги, чтобы не "умерло" старое оборудование. Об оказании помощи больному. Несмотря на то, что на одного пациента выделяется 4 гривны 20 копеек в день, а одна капельница с простой глюкозой обходится - в 7.10.
Вячеслав Передерий, профессор Киевского медицинского университета: "Я был бы очень доволен, если бы Конституционный Суд сказал, что каждый из нас, гражданин Украины имеет равную возможность по получению медицинской помощи, независимо от того, народный депутат ты или министр. Я позволю себе сказать, что это было бы очень здорово - восхищаться этим указом. Если бы не несколько "но". Тех "но", которые не дают мне покоя".
Из решения Конституционного суда Украины:
"В государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема без последующего расчета за оказание такой помощи. Понятие медицинской помощи, условия внедрения медицинского страхования, в том числе государственного, формирование и использование добровольных медицинских фондов, а также порядок предоставления медицинских услуг, которые выходят за рамки медицинской помощи на платной основе в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, должно быть определено законом".
Каково, а? Бесплатная медицина есть, но декларированная. Платная может быть, но нет закона, который бы прояснил: что является медицинской помощью, а что услугой? Прошло 6 лет, прежде чем Конституционный суд разъяснил: бесплатное - это бесплатное. Сколько же времени понадобится депутатам, чтобы принять нормативный акт, который бы прояснил: наши больницы и поликлиники относятся к министерству здравоохранения или может быть к сфере услуг?
Геннадий Кнышев, академик, директор института сердечной хирургии им. Амосова: "Депутаты делают вид, что они не знают, что такое бесплатная медицина, и обращаются в суд, причем это уже их второй заход. Им объясняют, что по Конституции это бесплатно. Они это знают, и все это знают. Но это же лукавство какое-то. Каждый день я получаю 5-6 просьб от депутатов Верховного Совета произвести операцию бесплатно. Приходит ко мне пациент с этим письмом. А что такое бесплатно? Я его могу посмотреть, проконсультировать, а дальше я ему должен вшить клапан. Тоже бесплатно. Но мне его нужно купить. Его кто-то должен купить. У нас принято решение, что это государство. А государство сейчас не в состоянии этого сделать. И это вращение вокруг чего-то напоминает ситуацию, когда никто не хочет сказать, что король голый".
По большому счету мы все приходим к тому, что пора определиться в понятиях. Нигде в мире нет бесплатной медицины. Если за предоставление помощи не платишь ты, значит за нее платит государство. Из бюджета, который формируют наши налоги. Есть страховая медицина, при которой существует солидарная ответственность за медобслуживание. В большинстве стран она разделена между гражданами, работодателями, страховыми компаниями и тем же государством. Каждый вносит свою долю.
Вячеслав Передерий, профессор Киевского медицинского университета: "Можливо тут потрібно йти по шляху гарантованої медичної допомоги. Що мається на увазі - швидка медична допомога, коли нема часу думать, тут все потрібно бути під руками, на пологи, на дитяче забезпечення".
Геннадий Кнышев, академик, директор института сердечной хирургии им. Амосова: "И тогда все станет на свои места. Этот период пройдет. И будет частично государство оплачивать - никуда оно не денется - страховые компании, и будут богатые люди, которые будут за себя платить".
Богатые люди есть и сейчас. И они рассчитываются за себя сами. Но, как правило, не отечественным, а зарубежным специалистам. У кого возможности поменьше, платят украинским докторам. Остальные выкручиваются как могут.
Но есть еще тысячи инвалидов и неизлечимо больных, помочь которым может, да и, по большому счету, должно государство. Ведь Конституция гарантирует право на получение медицинской помощи всем без исключения. Похоже, депутатам придется-таки оставить в покое Конституционный Суд и взяться за решение наболевших вопросов. Тем более, что реформирование системы здравоохранения было одним из ключевых пунктов многих партийных предвыборных программ. Вот только рецепты политики давали разные. Так что дискуссия только начинается.