Союз России и Белоруссии - миф или реальность? [ Редагувати ]

На минувшей неделе с мертвой точки сдвинулись и переговоры по еще одному принципиальному для Украины вопросу - разделу имущества и долгов бывшего Союза. МИДы двух стран составили перечень из 10 объектов недвижимости СССР за рубежом, которые могут быть переданы Украине. Всего Киев претендует на 30 таких объектов. Напомню, Украина - единственная из постсоветских республик, которая не подписала договор о "нулевом варианте" и не признала Россию единственной правопреемницей имущества и долгов бывшего Союза.
Киев претендует примерно на 16 процентов золотого, алмазного и валютного фондов СССР. Это 12 с лишним миллиардов долларов, 42 тонны золота и имущество на 600 миллионов советских рублей. В 91-м году, доллар - по курсу Госбанка СССР - стоил 66 копеек. В ответ Украина согласна выплатить 16 процентов долга советского Союза. Это 13 миллиардов 700 миллионов долларов, и около 3 миллиардов переводных рублей.
Москва очень долго сопротивлялась желанию Киева платить. В общем-то, неудивительно, ведь все долги Союза в несколько раз меньше его запасов драгоценностей и валюты.
На момент распада, СССР владел двумя с половиной сотнями тонн золота и имуществом за рубежом на 400 миллиардов рублей. Долги стран СЭВ и третьего мира составляли 47 миллиардов переводных рублей и 74 миллиарда долларов.
Долги Союза - гораздо меньше: 81 миллиард долларов по внешним кредитам, 17 миллиардов рублей странам СЭВ и еще около 2 миллиардов долларов - различным организациям.
Но это все имущество и долги Союза Советского. Союз российско-белорусский, в котором многие видели прообраз "нового СССР", значительных активов и пассивов не имеет. Хотя бы потому, что до последнего времени не был государственным образованием, а только межгосударственным объединением. Но, как стало понятно на минувшей неделе, президент России считает, что все может измениться. В среду Владимир Путин встретился с Александром Лукашенко и предложил создать единое государство. Причем заранее обозначить четкий план объединения. Белорусский лидер, похоже, такого поворота событий не ожидал. На итоговой пресс-конференции Лукашенко был мрачен, ограничился несколькими вполне стандартными фразами о плодотворных переговорах и Отбыл в Минск. А уже там заявил местной прессе, что план Путина абсолютно неприемлем.
Предложение Владимира Путина сразу стало сенсацией, хотя СМИ и писали, что ничего принципиально нового он не сказал, а аналитики в один голос утверждали - объединения Беларуси и России в обозримом будущем все равно не произойдет. Возможность союза двух стран Александр Лукашенко обсуждал еще с Борисом Ельциным. И все же, у этих переговоров есть принципиальное отличие. На этот раз вместо общих формулировок о необходимости интеграции впервые была предложена конкретная схема с чётким указанием конечной цели, основных этапов и даже сроков. Схема настолько конкретная, что ее обсуждение даже выходит за рамки норм, принятых в дипломатии. Как правило, главы государств не ошарашивают друг друга на переговорах, а обсуждают планы, которые им, по меньшей мере, хорошо известны. Но Владимир Путин решил отступить от условностей. Почему - вопрос, который сразу же взволновал российских аналитиков, заинтересовал западных и напугал белорусских.
"Операция Багратион-2", или Москва сформулировала план возвращения белорусских территорий". - Такой заголовок появился в "Деловой газете", которая выходит в Беларуси. Многие политики в Минске уверены - Кремль всерьез решил обзавестись дополнительным субъектом федерации. А судя по тому, что Путин сразу повел речь о конкретных датах, в Москве давно разработали детальный план, просчитав даже результаты возможного референдума по вопросу объединения. Российскому президенту осталось только надавить на белорусского коллегу. Не случайно на переговорах он напомнил Лукашенко, насколько дешево Россия продает Беларуси газ - фактически, по внутренним ценам.
"Капакан для Лукашено" - так называет предложение Путина швейцарская "Тан". Но в отличие от белорусов, большинство западных аналитиков считает, что присоединять Беларусь никто не собирается. По их мнению, Владимир Путин хорошо понимал - Александр Лукашенко не променяет президентское кресло на портфель губернатора. Уж во всяком случае - не согласится на предложение, сделанное в такой ультимативной форме. На западе уверены - Путин провел блестящую комбинацию: использовав стремление Лукашенко к интеграции, Кремль сделал Минск зависимым от Москвы - взять хотя бы те же льготные тарифы на газ - после чего предложил такие условия союза, которые беларусский президент не примет. Аналитики проводят параллели с шахматной партией, где такая ситуация называется "цугцванг" - противник вынужден сделать ход, который ухудшит его позицию. Лукашенко должен либо согласится на то, что его страна потеряет суверенитет, либо отказаться от всех уже имеющихся преимуществ "политики интеграции". Ни то ни другое он сделать не может - по мнению наблюдателей, белорусский лидер никогда не хотел полного объединения с Россией, и в то же время, не готов к абсолютной самостоятельности. Таким образом, Путин получил прекрасный рычаг давления на Лукашенко.
Проверка политической воли Минска - так назвали шаг Путина российские наблюдатели. В Москве многие полагают - все, чего хотел хозяин Кремля - внести ясность в отношения с соседом. Беларусь давно говорит об объединении, не уточняя насколько тесно нужно интегрироваться. При этом, Минск уже добился от России целого ряда льгот - начиная с прозрачных границ и заканчивая опять же ценами на газ, которые действительно убыточны для России. А вот Москва взамен практически ничего не получает. В прессе Лукашенко обвиняют в том, что он ведет тонкую политическую игру. Кстати, как раз накануне переговоров он заявил, что "в процессе создания Союзного государства Белоруссия готова пойти настолько далеко, насколько пойдет Россия". Не удивительно, что Путин решил раскрыть карты.
Впрочем, у каждой из трех версий есть свое слабое место. Если Путина не устраивала игра в интеграцию, то почему он так долго участвовал в ней, и только теперь решил выйти? Возможно, верил заявлениям Лукашенко. А может, только и ждал момента, чтобы загнать Лукашенко в угол? С другой стороны - не слишком ли сложная комбинация, чтобы получить лишний рычаг давления на Минск? Ведь влияние Кремля в Беларуси и без того велико. Да и вопрос о том, нужна ли Беларусь России - тоже очень спорный.
Странно, что мнение самих белорусов наблюдателей почти не интересует. По крайней мере, за пределами страны. Если же судить по публикациям минской прессы, братья славяне входить в состав России на правах губернии не спешат. Конечно, это мнение только журналистов и политиков, которое с мнением народа совпадает не всегда. Но узнать, что же думает народ - довольно сложно, если учесть, что все последние выборы и референдумы в Беларуси Европа, к примеру, не признавала легитимными.