Словакия: выборы принесли стране реальные изменения [ Редагувати ]

Умение договариваться - пожалуй, одно из главных требований, которые предъявляет к политикам парламентская система. Если партия опередила других на выборах, это еще не гарантирует ей кресло премьера - правительство формирует большинство. К примеру, два года назад литовские социал-демократы получили больше 30 процентов голосов.
А министерские портфели достались коалиции двух либеральных партий. У которых депутатов в сумме оказалось больше. Подобная ситуация - в Словакии, где сегодня подводят итоги выборов в Национальный Совет. По предварительным данным, лидирует Движение за демократическую Словакию экс-премьера Владимира Мечьяра. За него проголосовали 18% избирателей. Но пост премьера достанется его противникам. Об этом сегодня недвусмысленно заявил президент страны Рудольф Шустер.
От Братиславы до Австрийской границы всего 5 километров. На том берегу Дуная начинается Европейский союз. И там же, за Дунаем, лежит словацкая мечта. Последние выборы, которые прошли в выходные, подтвердили, что задунайские стремления этой центрально-европейской страны вполне могут стать реальностью.
Мечта могла не сбыться, если бы после голосования правительство возглавил бывший премьер Владимир Мечияр. Руководитель с авторитарным стилем, которого в своё время называли дунайским Лукашенко. Евросоюз накануне дал понять - с таким лидером Словакия может забыть о вступлении в ЕС. Но ни одна из семи попавших в парламент партий, не одержала убедительной победы. Первое место оппозиционного движения во главе с Мечияром может разве что тешить самолюбие экс-премьера. Формировать правительство способно только коалиционное большинство. А иметь дело с Мечияром не хочет ни правящий союз демократических христиан, ни левоцентристская оппозиция в лице партии "Смер".
Александр Дулеба, директор Словацкой ассоциации внешней политики: "Повернення назад навіть теоретично це неможливо. Чому? Тому що якщо партія Мечіяра виграє ці вибори - у неї немає можливості створити коаліцію з другими політичними партіями. Я думаю, що це, в принципі, останні вибори, коли партія ХЗДС на чолі з Мечіаром приймає участь в виборах. Я думаю, що це кінець політичної історії цієї партії".
История партии, которая с завидной регулярностью побеждает на выборах, но уже второй раз подряд остается не у дел, богата событиями. Лидера ХЗДС даже обвиняли в причастности к похищению сына словацкого президента. Но соратники Мечияра считают, что их обижают незаслуженно. И внутри страны, и за ее пределами. Ведь первый шаг на в сторону НАТО и ЕС сделал бывший премьер. Лидеры движения за Демократическую Словакию говорят, что Запад недолюбливает Мечиара еще со времен развала Чехословакии.
Рудольф Жак, вице-президент ''Движения за демократическую Словакию'': "Кроме развала Чехословакии Мечияра обвиняют в том, что политическая система государства при нем не соответствовала Копенгагенским критериям. При нынешней власти она тоже не соответствует. Но словатских лидеров почти не критикуют. В то же время, многие политики в Европе и США нас поддерживают".
И всё же Европа намерена сотрудничать с другими политиками. В ноябре Словакия получит приглашение в НАТО. Через 2-3 года подойдет очередь Евросоюза. Правда, лидер левоцентристской партии "Смер" Роберт Фицо, считающийся наиболее вероятным кандидатом в премьер-министры, говорит, что взгляд Братиславы будет направлен не только на Запад.
Роберт Фицо, Президент Партии ''Смер'': "Обращать внимание на Восток - тоже важно. Необходимо развивать отношения с Украиной, Россией, Китаем и Израилем. Украина большая страна. И существуют возможности для большого бизнеса с обеих сторон. Поэтому у нас есть повод поговорить не только о границах".
Границы Словакии уже 2 года закрыты для свободного въезда граждан Украины. Виза стоит не менее 30 долларов. Это привело к тому, что украинцы более чем в шесть раз реже стали ездить в Словакию. И это не нравится официальным лицам в Братиславе. Но таковы требования ЕС, а евроинтеграция дороже.
Иван Шимко, министр внутренних дел Словакии: " Самый мощный поток нелегальных мигрантов - вовсе не на участке украинско-словацкой границы. Больше всего мы ловим нелегалов на юге. Что же касается миграции рабочей силы из Украины - то это явление у нас не вызывает тревоги".
Тема украинско-словацкой границы и визового режим в ходе избирательной кампании поднималась довольно часто. Хотя, по мнению политологов, у обеих стран есть более серьезные вопросы, которые можно было бы обсудить.
Александр Дулеба, директор Словацкой ассоциации внешней политики: "Тільки одна тема, яка стосується питання Шенгенського кордону. Другі такі теми - як то співпраця в енергетиці, співпраця в економіці, вони скоріше належать до словацько-російських відносин. А в відносинах з Україною бракує таких великих тем".
По мнению словацких экспертов. и в Киеве, и в Братиславе напрасно забыли о том, что эти две страны остаются самыми важными в центральной и восточной Европе для транспортировки энергоносителей. Прошлогодние разговоры о транзите каспийской нефти через Украину и Словакию закончились ничем. Хотя заработать могли обе.
Уровень жизни в Словакии выше, чем у ее восточного соседа. Правда, до стандартов ЕС еще не дотягивает. Интересно, что люди, в большинстве своем, на власти не жалуются.
Пожилой человек: "Пока сам себе не поможешь - никто не поможет. Я вот уже 12 лет назад на пенсию вышел, но работаю. И ничего за это время еще ни разу к врачу не ходил".
Женщина: "Могло бы быть и лучше, но я думаю - то что есть, тоже не плохо. Работать нужно!"
В Словакии достаточно высокий уровень безработицы. Около 20 процентов. Кроме того, в стране не слишком много собственных ресурсов. Зато есть желание жить по европейским стандартам. Парламентские выборы стали еще одни доказательством, что перемены в политике действительно произошли. Очередь за переменами в экономике.