Постоянные члены СБ ООН рассмотрят проект "жесткой" резолюции по Ираку [ Редагувати ]

Проект "жесткой" резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку, подготовленный и активно "проталкиваемый" США и Великобританией, во вторник официально представлен трем остальным постоянным членам Совбеза - России, КНР и Франции.
Обсуждение основных положений проекта документа, в неофициальном порядке распространенного среди членов СБ ООН в минувшую пятницу, состоялось в ходе закрытых консультаций "пятерки" постоянных членов Совбеза.
По данным источников в ООН, проект подготовленной США и Великобританией резолюции предусматривает расширение числа подлежащих проверкам международных инспекторов объектов на территории Ирака и включение в этот список восьми президентских дворцов, общая площадь территории которых достигает 30 квадратных километров.
Кроме того, для беспрепятственного проведения инспекций должны быть открыты мечети и любой другой объект по требованию одного из пяти членов-членов СБ ООН, причем представители государства, инициировавшего проверку, должны иметь право участвовать в ее проведении.
Инспекторы и их штаб-квартира в Багдаде должны охраняться специальным вооруженным подразделением, хотя его численность и прочие детали в проекте резолюции не конкретизируются.
В документе Ираку отводится семь дней с момента принятия резолюции СБ ООН и оповещения об этом генсека ООН на то, чтобы согласиться с ее требованиями и 30 дней - на передачу ООН списка всех объектов, имеющих отношение к военным программам по созданию или складированию оружия массового поражения.
В случае невыполнения хотя бы одного из требований резолюции любое государство-член ООН имеет право применить все необходимые средства для ее реализации, что на деле может означать одностороннее силовое решение в отношении Ирака, чей статус "нарушителя предыдущих резолюций СБ ООН" также зафиксирован в американо-британском документе.
Как отмечает источник в дипломатических кругах, в ходе обсуждения проекта резолюции по Ираку во вторник участники дискуссии пришли к пониманию того, что за 4 года без международных инспекций ситуация в области создания ОМП в Ираке могла измениться, и в число объектов, подлежащих проверкам, равно как и в правила действий инспекторов, могут быть внесены изменения.
Основным камнем преткновения на пути принятия резолюции, голосование по которой может состояться уже на этой неделе, остается позиция РФ, Франции и КНР в отношении "карт-бланша" на одностороннее применение силы против Ирака, который предоставляет резолюция. Достигнутая во вторник в Вене договоренность по техническим деталям возвращения международных инспекторов является еще одним доводом в пользу политического решения иракской проблемы.
Для принятия резолюции необходимы 9 из 15 голосов поданных "за" при отсутствии вето со стороны одной из стран-постоянных членов СБ ООН. Основные опасения в этой связи, как отметил источник, у авторов резолюции вызывают позиции Франции и России. Что касается Китая, то в дипломатических кругах высказывается мнение, что представитель КНР воздержится при голосовании, но не использует право "вето".
Большинство из 10 непостоянных членов СБ ООН (Болгария, Гвинея, Ирландия, Камерун, Колумбия, Маврикий, Мексика, Норвегия, Сингапур и Сирия), которым проект резолюции был официально представлен в понедельник, также сохраняет сомнения в отношении необходимости принятия именно сейчас, когда явно обозначилась тенденция на возобновление сотрудничества Багдада с ООН, ультимативного документа в отношении Ирака.