Оппозиция без альтернативы [ Редагувати ]

В период "коалициады" с участием БЮТ, НУ и СПУ от политологов и коллег-журналистов автору не раз доводилось слышать мнение о том, что Юлии Тимошенко не место во власти. Дескать, с ее инстинктом тотального контроля Юлии Владимировне прямая дорога в оппозицию. В конце концов, ЮВТ именно там и оказалась. Окончание политического сезона уходящего года - хороший повод подвести некоторые итоги деятельности флагмана отечественной оппозиции.
Идеальный расклад
Одним из главных признаков нормального цивилизованного государства является существование ответственной власти и эффективной оппозиции. После 4 августа 2006 года для большинства политических обозревателей стал очевидным тот факт, что рассчитывать на хоть сколько-нибудь ответственную власть украинскому народу не приходится. Новоназначенный премьер-министр Виктор Янукович оперативно сформировал свое правительство из "профессионалов" старого покроя. Они в первые же недели продемонстрировали, что в их понимании власти, а также целях и способах ее использования мало что изменилось со времен второго срока президента Леонида Кучмы: власть до сих пор воспринимается отечественными политиками как конкурентное преимущество одних финансово-промышленных групп над другими со всеми вытекающими отсюда последствиями для страны и ее экономики. В таких условиях взоры большей части оранжевого электората, разочарованного двуличностью НУ и предательством СПУ, обратились к БЮТ и его харизматичному лидеру.
Как ни обидно это может прозвучать для сторонников и соратников Юлии Владимировны, но выдавливание БЮТ в оппозицию летом сего года казалось едва ли не идеальным раскладом для страны. С одной стороны, он избавлял значительную часть общества от несбыточных надежд и ненужных иллюзий, вызванных к жизни мегапопулистскими обещаниями ЮВТ. С другой - позволял власти не чувствовать себя безнаказанной. При всех скрытых и очевидных недостатках БЮТ вообще и его лидера в частности он лучше других подходил на роль общественного контролера, созидательного критика, конструктивного оппонента. Необходимые интеллектуальные, организационные, материальные, финансовые, медийные ресурсы у БЮТ имелись тогда и имеются до сих пор. Пускай и не в таком объеме, как того наверняка хотелось бы госпоже Тимошенко, но у прочих соискателей звания главной оппозиционной силы не было и нет даже этого. Одним словом, в экспертном сообществе зародилась надежда на появление в Украине эффективной оппозиции.
Что такое эффективная оппозиция? Это реальная альтернатива. Это контроль над действиями власти. Это формулирование и формализация отличных от властных актуальных законодательных и общественных инициатив. Это, в конце концов, демократия в действии. Вместе с тем, это конструктивное сотрудничество с властью в определенных сферах ради того, чтобы последняя в своих действиях становилась все чувствительнее к потребностям тех, кто ее избрал.
Было бы слишком наивно надеяться, что БЮТ, заработавший основной электоральный капитал как оппозиция радикальная, в одночасье станет "белой и пушистой", настроенной исключительно на креатив, политсилой. Было очевидно, что инерция предвыборной гонки и досада от мгновенного крушения премьерского будущего Юлии Тимошенко не позволят бютовцам разом отказаться от бесперспективной уже риторики радикальных борцов с режимом. Но ведь проходит время, которое, по идее, должно лечить. БЮТ уже полгода как в оппозиции - но лекарство, похоже, так и не начало действовать.
Всегда есть "но"
Попробуем обобщить, что же удалось или не удалось сделать оппозиционному Блоку Юлии Тимошенко за шесть месяцев 2006 года при новой системе власти в Украине, образовавшейся вследствие конституционной реформы.
Начиналось все весьма похвально. В начале сентября во многом благодаря стараниям оппозиции, с поста главы Госкомтелерадио был смещен снискавший одиозную славу Иван Чиж. Но: плодами усилий противников власть быстро воспользовалась, без особых проблем посадив в опустевшее кресло "своего" Эдуарда Прутника.
В том же месяце по предложению оппозиции из Блока Юлии Тимошенко на голосование сессии ставится вопрос о создании временной следственной комиссии Верховной Рады, которой предстоит изучить обоснованность пересмотра тарифов на газ. Но: большинство идею подхватывает и... переосмысливает. Комиссия создается, но руководить ею поручается не предложенному БЮТ Николаю Сивульскому, а представителю правящей коалиции Алле Александровской. Однако и это не все. В перечень задач, стоящих перед новообразованным органом, вписывается еще один пункт - проверка законности списания долгов компании, к которой имеет непосредственное отношение лидер оппозиционного блока Юлия Тимошенко.
В октябре БЮТ с новой силой начинает пропагандировать отмену конституционной реформы. Но: представление в Конституционный суд по этому поводу поступает не от пламенных борцов с режимом, а от совсем недавно перешедшей в оппозицию "Нашей Украины".
Тогда же всплывает и тема досрочных парламентских выборов, за что громко и активно принимается агитировать лично Юлия Владимировна и ее ближайшие соратники. Но: на принятие решения о роспуске Верховной Рады БЮТ никоим образом не влияет и от ЮВТ здесь ничего не зависит.
В ноябре-декабре представители БЮТ в Киевском горсовете при непосредственной поддержке ЮВТ блокируют и громят трибуну, обращаются в суды, добиваясь отмены решения мэра Черновецкого о поднятии коммунальных тарифов и прекращения дерибана столичной земли. Но: частичное уменьшение тарифов происходит только после прямого вмешательства президента Ющенко, а земельные участки продолжают десятками уплывать непонятно куда.
И, наконец, БЮТ инициирует в Верховной Раде рассмотрение такого нужного стране закона об оппозиции. Но: во-первых, предложенный Юлией Владимировной законопроект направлен скорее на обеспечение оппозиции права участвовать в управлении государством, а не контролировать этот процесс, осуществляемый исполнительной властью; и во-вторых, этот плод законотворческих усилий оппозиции все равно благополучно "прокатывается" коалицией.
Все это время Юлия Тимошенко продолжает сыпать соль на раны своих политических оппонентов, используя неадекватную времени риторику и устаревшие методы борьбы. Сухой остаток таков: спустя полгода после объявления о переходе в оппозицию, БЮТ нельзя охарактеризовать как "эффективную" оппозицию. Она не только не добилась каких-либо результатов, но и не удосужилась разъяснить обществу суть происходящих процессов и спрогнозировать их возможные последствия, бросаясь лишь голословными обвинениями и пугая социально-экономическим коллапсом. Оппозицией не были созданы новые или толково использованы существующие эффективные механизмы влияния на власть с целью изменения ее позиции, в первую очередь законодательный, когда каждый двусмысленный законопроект от имени власти должен наталкиваться на обоснованный и прозрачный законопроект, сотворенный оппозицией.
Под знаком деструктивности и беспомощности
Итак, с парламентской оппозицией в Украине пока что не складывается. В чем же причина?
Одна из заповедей демократии гласит: "не может быть нормальной власти без нормальной оппозиции". Это аксиома, доказанная еще столетия назад. В реалиях отечественных политических баталий не менее правомерной является и обратное утверждение: не может быть нормальной оппозиции без нормальной власти. Вряд ли определение "нормальная" подходит к нынешней системе власти в Украине. И имеется ввиду не только конфликтный стиль государственного управления Кабинета министров Виктора Януковича и "антикризисной" коалиции, а существующая политическая конструкция, выстроенная на конституционной реформе. При перманентной войне между правительством и президентом в ней просто нет места для "нормальной" оппозиции. Очевидное несовершенство конституционных изменений умноженное на личностный фактор невосприятия оппонентов объективно делает невозможным конструктивный диалог тех, кто находится у власти, и тех, кто к ней не доступа не имеет.
Такая печальная ситуация, однако, все равно не снимает всей ответственности с оппозиции. В уходящем году БЮТ и лично Юлия Владимировна сделали слишком много ошибок, в основе которых лежит лишь один мотив: пребывающие в оппозиции политики рассматривают свое положение не как шанс заняться созиданием, а как возможность разрушать; не как обязанность показать обществу альтернативу, а как ресурс для возвращения во власть.
Как бы там ни было, мизерная надежда на "нормализацию" деятельности оппозиции еще остается. Но призрак досрочных выборов, вот уже который месяц бродящий по Украине, может ее убить в корне - в предвыборной борьбе нет места "эффективности" и "конструктивизму". Поэтому, по крайней мере, до весны следующего года украинская парламентская оппозиция будет жить под знаком деструктивности и беспомощности в контроле над властью, о чем свидетельствуют слова Александра Турчинова: "...коалиция обречена. Даже не оппозиция исполнит ей приговор, а они сами рассыплются".