Женское кино - жесткое и циничное действо [ Редагувати ]
Киру Георгиевну Муратову "Дело" застало в "неприятный период". Так она называет время, когда съемки уже закончились, а премьеры еще не было. Почему неприятный? "Потому что много сомнений, депрессивности и всяких черных мыслей", - объясняет она.
Хотя ждать реакции мировых киноавторитетов на ее новый фильм "Два в одном" осталось уже недолго. Его мировая премьера состоится на Берлинском кинофестивале, который пройдет 8-18 февраля. А в марте фильм увидят киевляне, а также одесситы и жители других украинских крупных городов. Для украинского зрителя, кроме всего прочего, будет любопытен дебют в муратовском кино Богдана Ступки. Да еще в таком необычном дуэте - с "крестницей" Киры Георгиевны Ренатой Литвиновой. В марте "Два в одном" выйдет и на киноэкраны Москвы. А еще его покажут гостям и участникам церемонии награджения российской кинопремии "Ника", а также на фестивале в Висбадене.
Так что Кира Муратова является прекрасной "палочкой-выручалочкой" для презентации украинского кинематографа за рубежом. Но и в России ей дают деньги на фильмы и не жалеют наград. Так, ее недавний "Настройщик" получил три престижные "Ники". Сама же Кира Муратова чувствует себя как бы "кошкой, гуляющей сама по себе". Она по-прежнему резка и нелицеприятна. Говорит, что думает. А думает, как чувствует. И снимает на Одесской киностудии, раздираемой скандалами и дележом, один фильм за другим.
- Кира Георгиевна, фильм "Два в одном" снимали на российские или украинские деньги?
- Вообще этот фильм начинался как совместное производство России и Украины. Но в то время, когда между этими странами испортились отношения, Россия фильм "кинула". Мы остались сами. И тогда у нас возник украинский продюсер Олег Кохан (бюджет фильма без промо-компании составил 7,5 миллиона гривен). И мы с ним как-то хорошо работали. Вообще, продюсер - это всегда сложно. Я могу возмущенно восклицать: "Продюсер хочет только денег!". А с другой стороны, чего же ему еще хотеть? Ведь другого удовольствия от этого процесса он не получает. А я-то получаю. И, естественно, ему хотя бы это удовольствие - заработать много денег. Это нормально.
С Ренатой Литвиновой мне хорошо
- В главной роли у вас опять снялась Рената Литвинова...
- Меня обижает, когда говорят: "Вот у вас снялась Литвинова". Это я ее сняла. Литвинова была тогда только сценаристкой. Я случайно прочитала ее сценарий "Принципиальный и жалостливый взгляд", и он мне понравился. А потом я познакомилась с ней на фестивале "Арсенал" и подумала: "Эту женщину надо снимать". Я ее рекомендовала Рустаму Хамдамову, но что-то у него тогда не сложилось, или она ему не показалась. А Литвинова все это время "лежала" в моей памяти. И когда я начала снимать "Увлечение", я о ней вспомнила. Но на главную роль она не подходила. И тогда я для нее придумала роль. И после этого она стала актрисой и снималась у меня. Я за нее очень рада, потому что есть у меня такое тщеславие - чтобы мои актеры продвинулись дальше.
- А вам нравится, что делает Рената Литвинова как режиссер?
- Я очень боялась, что ее фильм "Богиня" мне не понравится. Когда я начала его смотреть, то поняла, что это фильм-шаманство, в нем есть что-то завораживающее. Она всесторонне одаренный человек. Мне с ней хорошо работается, потому что она естественная. Многие упрекают ее в манерности, но она такая от природы.
- Традиционный вопрос к режиссеру-женщине: вы делите кино на мужское и женское?
- Сейчас я признаю существование тигров, медуз, пауков и женского кино. Но стала его признавать после того, как побывала на бывшем главном женском кинофестивале в Критее. Пока я туда не попала, не думала, что есть какое-то отдельное женское кино. И это вовсе не дамское рукоделие, ни сладкие романы, а очень жесткое, циничное, называющее вещи своими именами действо. Это несколько озлобленное, феминистическое, сухое кино.
В зверских условиях снимать не хочу
- Сегодня, в век сериалов, вам их снимать не предлагают?
- Я не могу этим заниматься. И не потому, что я против сериалов, просто я нетерпеливый человек и снимать несколько серий мне было бы скучно. Я должна вещь закончить, отделать ее - и откатить от себя. И потом условия съемок сериалов абсолютно зверские. Я вообще быстро снимаю, но так, как нужно в сериалах - небрежно и быстро - не хочу. Это же все уже как бы на потоке. Вообще, очень люблю снимать короткометражки. Мне всегда хочется, чтобы было покороче.
- А еще сейчас модно снимать блокбастеры. И чтобы не хуже, чем в Америке...
- Знаете, такой взгляд - давайте сделаем, как американцы - очень скучен. Зачем нам делать, как они? Это же скучно, если все будут делать как кто-то. Эта цель мне неинтересна.
- А вас вообще интересует, что говорят и пишут о ваших фильмах?
- Интересует. Я все же живая. Меня что-то обижает, огорчает, волнует, нравится. И совсем не обязательно, чтобы долго хвалили. Ну, похвалили и спасибо, а ты что-то свое интересное выскажи. Вообще люблю читать, когда журналист пишет свои мысли, а не пересказывает сюжет. Иногда меня "умно" спрашивают. Например, об одном из моих первых фильмов "Увлечение". Я всегда говорю, что это салонный фильм. "А что такое салонный?" - спрашивают. "Это поверхностный фильм", - отвечаю. "А что такое поверхностный?" - "Это про поверхность!". Все. Это из той же серии вопрос про финальную сцену в "Астеническом синдроме", где герой лежит в вагоне метро, и его увозит поезд. Спрашивают: "Он умер или спит?" Отвечаю: "Не знаю. Его спросите. Или дальше надо снять".
Ступка - это Актер Актерыч
- Что для вас важно в актере?
- Чтобы он был незатасканный, незаштампованный. Одно время, когда Джигарханян был в каждом фильме, то уже смотреть на него было невозможно. Это трагедия актера. Вообще, я больше всего люблю сюрпризы от исполнителей. Специально говорю "исполнители", потому что это необязательно должны быть профессионалы. Но у меня по отношению к актерам всегда внутренний страх: они же могут заболеть, умереть, исчезнуть. Вообще, бывают такие актеры, которые хотят всюду успеть. Скажем, у меня в "Два в одном" снимался замечательный актер Богдан Ступка. Ну, суперактер! Я обожаю, как он сделал эту роль в нашем фильме. Вот он как раз эталон такого Актера Актерыча, который хочет объять необъятное: и здесь сниматься, и поехать в Москву, выйти на сцене на каком-то фестивале, скажем, на "Нике". Всюду сразу... И плюс иногда у него прихватывало сердце. Я ему говорю: "Да вы вообще скоро просто загнетесь, если будете ездить и летать туда-сюда. Давайте закончим дело". - "Да, да". А потом снова. То есть актеры - они живые и замечательные, но мучительные существа.
Оптимизм прошел
- Время сильно изменило ваши взгляды? Не так давно вы говорили, что оптимистка, а сейчас?
- Сейчас мой оптимизм прошел. То есть, грубо говоря, вера в прогресс исчезает, пессимизм заменяет место оптимизма. Нет веры в то, что искусство может изменить что-либо. Странно, но в те времена, когда снимались мои черно-белые фильмы - "Короткие встречи" и "Долгие проводы" - считалось, что это мрачные фильмы. Но это глупости, я-то считала, что они светлые, никакого там мрака нет и в помине. А мрак стал постепенно проявляться именно потому, что какая-то моя вера в миссию искусства стала отступать. То есть этика уступила место эстетике.
- Что нужно сделать, чтобы преоделеть упадок украинского кино?
- Если честно, это вопрос, на который я не знаю ответа. И что значит упадок? Не надо много фильмов. Надо чтобы было мало, но замечательных. Я считаю, что ситуация в сегодняшнем украинском кино связана с тем, что мало денег. Женя (художник и сценарист Евгений Голубенко - муж и соавтор Муратовой) считает, что надо привлекать всех желающих со всех стран и не зацикливаться на узконациональном кино.
Нырнуть и уплыть
- Какие периоды были самые сложные?
- Сложно было, когда мы работали вместе с Сашей Муратовым (кинорежиссер, бывший муж Киры Георгиевны): мы все время ссорились, не уступали друг другу. Это плохо, когда в таком состоянии ты пытаешься делать то, что хочешь. Хотя, позвольте, какой Саша Муратов? Я же совсем забыла об идеологическом начальстве в былые времена! Надо было все время доказывать, что ты не верблюд. Никакие тяжелые денежные ситуации сегодня мне так не мешают, как в советский период начальство.
- Режиссура забирает много энергии. Как вы ее пополняете?
- У моря, в воде. Может есть и другие места, но я почему-то сразу думаю о воде: "Ах, сейчас бы нырнуть и уплыть". Это, наверное, потому, что другие места связаны с обязанностями: что-то нужно сварить, убрать. Слово "надо" просто преследует. А тут нырнешь - и все.
Галина Цымбал, "Дело"