Ирландцы сказали "да" расширению ЕС [ Редагувати ]

Еще вчера все усилия Литвы, как и девяти других стран-кандидатов на вступление в Европейский клуб могли оказаться напрасными. В течении нескольких лет они изо всех сил старались достичь европейских стандартов, преодолеть десятки противоречий с Брюсселем, адаптировать законодательство.
Но если бы на референдуме, который проходил в субботу, ирландцы высказались против расширения ЕС, 75 миллионов человек попрощались со своим "европейским будущим" на долгие годы. Именно поэтому за ходом голосования в странах-кандидатах, да и самом Брюсселе следили с таким вниманием. Узнав окончательные результаты, многие вздохнули с облегчением - почти 63% ирландцев сказали "да".
Этот дублинский мост называется Мостом Полпенни. В свое время именно такую пошлину должен был платить каждый, кто хотел пройти по нему на другой берег. Ирландцы умеют считать деньги. И хотят того же от других.
Агитация за и против ратификации договора Ниццы по сути сводилась к ответам политиков на сугубо практические вопросы. Если ирландцы проголосуют за - станут они богаче или беднее? Появятся новые рабочие места или придётся сокращать уже имеющиеся? Европа 25-ти - это больше возможностей для бизнеса или больше риска? Даже дискуссия о будущем традиционного ирландского нейтралитета зачастую сводилась к спору о том, какие военные расходы придётся нести Дублину в случае создания единой европейской армии. Сейчас на оборону тратится меньше процента от объемов ВВП.
Ирландия страна аграрная. Расширение Евросоюза - это новые рынки для сбыта местной сельхозпродукции. Что не может не вдохновлять крестьян. Но аграрный сектор - дотируется. Причем из бюджета ЕС. И чем шире ряды Союза, тем больше претендентов на помощь. Делиться не хочется, хотя, конечно, и среди фермеров встречаются весьма радушные люди.
Брайан Догерти, крестьянин: "Вы знаете, мы в Европе уже 30 лет, что оказало огромное влияние на сельское хозяйство Ирландии. Для нас это выгодно. Мы хотим, чтобы и страны, которые желают присоединиться к ЕС, тоже получали выгоду".
В девяностых годах ирландская экономика развивалась поистине ударными темпами. 6,9% роста - это в два с половиной раза выше показателей британской экономики, и в пять раз - немецкой. Конечно. Этот феномен можно объяснить финансовой помощью Евросоюза. Но дело в том, что Испания, Португалия и Греция, которые также получали эту помощь, так быстро не развивались.
Специалисты говорят, что дело совсем не в дотациях - а в продуманной экономической политике. В Ирландии выгодно заниматься бизнесом, выгодно делать инвестиции. Налог на корпорации - 12,5%, в соседней Британии - 30. И это при том, что под давлением Брюсселя, ставки налогов даже пришлось повышать - до 98-го платить нужно было только 10 процентов. Разумеется, местные бизнесмены были недовольны и поначалу с опаской восприняли договор Ниццы, расширяющий полномочия Еврокомиссии. А вдруг Брюссель снова потребует увеличить налоги? Впрочем, в конце концов объединения предпринимателей поддержали ратификацию соглашения. За высказались и лидеры профсоюзов. Они не очень довольны наплывом дешевой рабочей силы из Восточной Европы. Но надеются, что новые члены ЕС вынуждены будут принять социальные стандарты Союза, а значит ситуацию на рынке труда удастся выровнять. Рабочие из Восточной Европы, разумеется, обеими руками "за".
Дале Голдяускене, работница из Литвы: "15 лет назад ирландцы жили очень плохо. Теперь посмотрите как им хорошо. Как они счастливы. У всех есть работа. Я хочу, чтобы и в моей стране люди были счастливыми".
Разумеется, счастливыми сегодня выглядят не все ирландцы. Ведь против ратификации всё равно проголосовали почти сорок процентов граждан. А то, что референдум проводился дважды, позволяет упрекать правительство в пренебрежении мнением собственного народа, а Брюссель - в неуважении принципов демократии. Это, кстати, становится правилом. Ведь нечто подобное уже было с Амстердамскими соглашениями, которые тоже пришлось выносить на референдум два раза. Но не в Ирландии, а в Дании. Так что Еврокомиссии впредь стоит быть предусмотрительней.
И еще один поучительный вывод из истории с ирландским референдумом. Странам, которые еще только готовятся стать членами ЕС, нужно уже сейчас учиться отстаивать собственные интересы.