Польша по-соседски беспокоится о благополучии Украины [ Редагувати ]

Впрочем, некоторый опыт отстаивания собственных интересов страны-кандидаты получили еще на стадии переговоров с Брюсселем. Диалог далеко не всегда был простым и об обретении нынешнего статуса далеко не все говорили с легкостью. Но, как бы то ни было, десятка уверенно смотрит в будущее. И даже предлагают помощь соседям, которые продвинулись по "европейскому пути" не так далеко.
Европейский статус Польши - уже решенный вопрос. Через год с небольшим она станет полноправным членом ЕС. Но польских политиков интересуют сегодня перспективы не только своей страны, но и ближайших соседей. Показательно, что именно в Варшаве прошла конференция под названием ''Украина в Европе''.
Переживания поляков за судьбу своих соседей можно понять. В 2004 году Западный Буг станет восточным рубежом ЕС. Польша - волей-неволей окажется буфером между благополучной Европой и менее благополучными соседями. Поэтому Варшаве небезразлично - что происходит в Киеве.
Александр Квасьневский, президент Польши: "Мы не хотим, чтобы граница ЕС закончилась на Буге. Украина должна найти свое место в европейских структурах и Польша готова оказывать ей всяческую поддержку. Но многое зависит от вас. Варшава обеспокоена последними политическими событиями в Киеве".
Примерно такими же по содержанию, но более резкими по форме были выступления представителей Евросоюза. Премьер Швеции Йоран Персон даже перечислил по пунктам претензии ЕС к Украине: зависимость судов от органов исполнительной власти, коррупция, оружейные скандалы, проблемы со свободой слова. А верховный представитель ЕС Хавьер Солана призвал официальный Киев не играть с европейскими принципами, а играть по принципам. Что совсем не одно и то же. Вместе с тем западные политики не устают повторять - Украина остается стратегически важной страной европейского континента. И даже обещают выработать новую стратегию взаимоотношений, чтобы после расширения ЕС она не чувствовала себя на обочине. Но при одном условии - если Киев в ближайшее время проведет ''работу над ошибками''.
Хавьер Солана, верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики: "Я сказал Кучме открыто, как друг - Украина сегодня не приближается к европейским институтам, а наоборот, отдаляется. Поэтому нужно менять курс. ЕС будет расширяться, Польша станет членом этой организации. Мы не хотим, чтобы после этого у Киева возникли какие-то проблемы. Наоборот, мы хотим, чтобы это стало дополнительным стимулом для движения Украины в этом направлении".
Леонид Кучма, президент Украины: "До касетного скандалу всі казали, що Україна іде вірною дорогою. А тут раптом - не той шлях. Я не розумію, що від нас хочуть. Щоб за 10 років ми досягли європейських висот? Ми не можем навіть з Польщею рівнятись - у нас не було такої політичної еліти".
Правда во время переговоров с Александром Квасьневским и Хавьером Соланой Леонид Кучма несколько раз подчеркнул - курс Киева на евроинтеграцию остается неизменным. И даже предположил, что европейский выбор может стать идеей, вокруг которой объединятся отечественные политики. Если судить по выступлениям в Варшаве, особых разногласий в этом вопросе между ними действительно нет. Все как один - за присоединение к ЕС. Другое дело - что сам Брюссель, по мнению украинцев, использует двойные стандарты. Как отметил председатель профильного парламентского комитета Борис Тарасюк, у ЕС нет четкой концепции отношений с Украиной. А статус специального соседа, который пытаются ей навязать, если не оскорбительный, то, по крайней мере, не слишком привлекательный.
Борис Тарасюк, председатель комитета ВР по вопросам евроинтеграции, фракция ''Наша Украина'': "За умови виявлення полiтичної волi i мудростi з боку влади. I якщо економiчне буде зростання, цiлком iмовiрно говорити про набрання статусу асоцiйованого члена ЕС в 2004-05 роцi".
И все-таки европейский статус - вопрос не только внешней, но и внутренней политики Украины. Об этом недвусмысленно заявили представители ЕС. Понимают это и сами украинцы.
Виктор Ющенко, лидер фракции ''Наша Украина'': "Подолання політичної кризи дасть змогу якісно змінити відносини України з ЄС".
Юрий Костенко, член фракции ''Наша Украина'': "Парадокс, коли однаковi за своєю iдеологiєю сили в ВР не можуть сформувати демократичну коалiцiю i провести реформи, наслiдком яких буде перебування України в Європi".
Александр Зинченко, заместитель председателя ВР Украины: "Потрібне нове розуміння коаліції. Сьогодні, саме сьогодні, можливі ті зміни, які були неможливі пару років тому. Сьогодні майже всі політичні сили у ВР визнають безальтернативність європейського шляху".
Сергей Тигипко, лидер фракции ''ПППУ И ''Трудовая Украина'': "Стосовно економіки в нас розбіжностей нема. Більше 300 депутатів скажуть, що ми повинні завершити ліберальні реформи, створивши умови для ринкової економіки. А про політичні реформи ми, відверто кажучи, ще навіть не говорили. .... Чисто з політичних причин ми даже не починаємо розмову про це".
Александр Мороз, лидер фракции СПУ: "Ми готовi до такого дiалогу, треба подивитися, чи влада готова, чи здатна вона сприйняти нашi вимоги, нашi позицiї. Є принципова рiч - ........ ми - за змiну системи влади".
Виктор Медведчук, глава администрации президента Украины: "До такого дiалогу влада готова. Звернення Кучми 24 серпня про реформу - це i є перший крок до конкретного дiалогу про вдосконалення влади в Українi".
Виктор Пинзеник, член фракции ''Наша Украина'': "Проблеми вийшли назовнi. I не бачити їх, заганяти у пляшку не варто. Вона все одно вже вiдкрита. Цю пляшку треба розпити i вийти, вирулити на нормальнi рiшення".
Кстати, после встречи в Варшаве стало ясно - чтобы заключить ''мировую'', отечественным политикам совсем необязательно ехать за рубеж. Было бы желание сидеть за круглым столом, а вот мебель для этой цели в Украине всегда найдется.