Балканы: установление политической стабильности под вопросом [ Редагувати ]

Для того чтобы вести переговоры, в Украине есть не только соответствующая мебель. На минувшей неделе Конституционный суд признал поправки в Конституцию, предложенные рядом оппозиционных депутатов, не противоречащими Основному закону. Тем самым, фактически, дал зеленый свет проведению политической реформы.
Большинство положений документа предусматривает существенное расширение полномочий Верховной Рады. То есть переход к парламентско-президентской форме правления, о котором говорил глава государства в обращении к народу 24 августа, не просто идея. Правда, теперь все зависит от самих депутатов. После внесения законопроекта в повестку дня, его должны поддержать 226, а затем и 300 народных избранников. В этом смысле ситуация, в которой находится Украина - когда парламентские выборы уже завершились, а президентские состоятся почти через два года - очень удобна. Правила игры принято определять до ее начала. Именно так произошло в Югославии.
Если бы на выборы в Сербии пришли более 50-ти процентов избирателей, они были бы признаны состоявшимися. Если бы количество избирателей вообще не имело значения, выборы тоже были действительными. Югославский президент Воислав Коштуница решил изменить этот закон, тем более что лидер избирательной гонки - именно он.
Закон о выборах в Сербии был принят еще в 90-м году- в другой политической обстановке, при другом лидере и, если хотите - в другой стране. Вполне возможно - и даже скорее всего - спустя 12 лет его действительно нужно усовершенствовать. Вот только предложение изменить законодательство почему-то было сделано уже после того, как стало понятно - выборы не состоялись. К тому же, с такой инициативой выступил один из кандидатов, да еще и набравший большинство голосов. Немаловажный момент - Воислав Коштуница не просто кандидат в президенты Сербии, он - президент Югославии. А значит его заявление - нечто большее, чем просто призыв.
Воислав Коштуница, президент Югославии: "С считаю, что избирательный закон нужно пересмотреть, он устарел. Европейские наблюдатели с эти согласны. Потому что нельзя объявить свободные выборы, и, в то же время, требовать, чтобы какое-то минимальное количество избирателей пришло голосовать. В мире всего несколько стран, где голосование обязательно. А если у вас демократическое государство - подобные ограничения недопустимы".
Если взвешивать "за" и "против" исключительно с точки зрения юриспруденции, то Коштуница, пожалуй, прав. В конце концов, не даром по образованию он - юрист. В сегодняшней ситуации Сербия действительно не может позволить себе так долго выбирать президента. Хотя бы потому, что избирательная кампания - удовольствие очень дорогое. Не говоря уже о политических причинах. С другой стороны - в этот раз Сербы уже сделали свой выбор.
"На ошибках учатся" - гласит надпись на этом биг-борде. Большинство сербов не пошли голосовать именно потому, что им не нравиться ни один из кандидатов.
Так что признать выборы состоявшимися, а Кошутницу - победителем, было бы просто нечестно по отношению к ним. Республиканский ЦИК это требование уже отклонил. А по мнению европейских наблюдателей, закон все-таки придется менять, но выборы - проводить заново.
Николай Волчанов, глава миссии ОБСЕ в Югославии: "Этот закон фактически позволяет проводить выборы бесконечно - одни за другими. Думаю, самое время изменить его. Поскольку такая ситуация в Сербии возникает не впервые. Уверен, что нужно провести повторные выборы".
Жители Югославии с горечью называют свою страну "государством, которого нет". Де-юре Союзной республики Югославии действительно больше не существует, поскольку подписан договор о создании новой федерации - Сербия и Черногория. Де-факто - такого государств всё еще нет.
Процесс его создания, очевидно, будет длительным. И не только из-за событий в Сербии. Сегодня проходят досрочные парламентские выборы в Черногории. Здесь, срыва голосования наблюдатели не опасаются. Но если, победит, к примеру, Либеральный Союз, выступающий за полное отделение Черногории, будущее новой федерации вообще может оказаться под вопросом. Если большинство получит оппозиционная коалиция Предрага Булатовича - разногласия между исполнительной и законодательной властью могут привести к новому политическому кризису. Правда, по прогнозам аналитиков, победит коалиция черногорского президента Мило Джукановича, а значит ситуация останется стабильной. Вот только президента здесь тоже будут переизбирать - 22-го декабря.
В общем, ясно одно - в стране наступил момент, который потом, вероятно, назовут "переломным", а то и "историческим". Вопрос только в том, в какую сторону изменится ситуация.
Аналитики и без того пророчили Югославии политическую нестабильность в случае провала президентских выборов в Сербии. Понятно, что нестандартное решение Воислава Коштуницы вряд ли поможет стабилизировать ситуацию. Во всяком случае, его политические оппоненты не станут сидеть сложа руки. Да и простым сербам все это может не понравиться. Хочется верить, что глава государства действительно знает, что делает. В противном случае Югославия еще долго будет оставаться очагом политической нестабильности на Балканах.