Лучшая оборона - это ПРОтиворакетная оборона? [ Редагувати ]

Будущее размещение элементов американской системы ПРО в Центральной Европе вызвало в нашей стране бурную дискуссию, разделившую политико-экспертное сообщество на два лагеря: одних такая перспектива очень даже устраивает, другие выступают категорически против. Однако самое интересное ждет нас впереди: мы, несомненно, станем свидетелями еще более ожесточенных споров на тему Украины и ПРО США, поскольку американцы включили нашу страну в список государств, которые "в той или иной степени вовлеченных в усилия по созданию системы ПРО".
ПРО одних и ПРО других
Соединенные Штаты Америки официально сделали предложение Польше и Чехии о размещении на их территории элементов своей противоракетной обороны 19 января 2007 года, хотя слухи о ведущихся консультациях просачивались в европейскую прессу и гораздо раньше. Украинские политики и эксперты активно включились в обсуждение данной проблемы, начав дискуссию о роли и месте Украины в новых военно-политических раскладах Европы. Однако подавляющее большинство прозвучавших за минувшие полтора месяца оценок будущего появления американской ПРО в сердце Старого континента относились к геополитическим интересам США и Российской Федерации, и имели мало общего с национальными интересами Украины. Более того, озвученные мнения продемонстрировали, насколько мало отечественные политики, от которых зависит принятие стратегических решений, ориентируются в реалиях современной военно-политической ситуации, в соотношении угроз, которым подвержена Европа, и в мотивах главных участников процесса расширения ПРО.
Так, сегодня полномасштабный вооруженный конфликт между США и Россией - тем более на территории Европы - невозможен даже гипотетически. Ни Америка, ни Европа, ни сама Россия не позволят разгореться ни одной региональной войне на Старом континенте, а в локальных конфликтах вроде югославского ни системы противоракетной обороны от баллистических ракет дальнего радиуса действия, ни ядерные вооружения, естественно, никоим образом задействованы быть не могут. В то же время размещение американских радаров в Польше и Чехии жизненно важно США для раннего предупреждения ракетных пусков с территории Ирана, да и всего Среднего Востока, а не с территории России. То есть американцы реагируют на новые ракетные угрозы, возникшие в начале ХХІ века, а не продолжают жить в веке прошлом, когда основная опасность для США исходила от СССР.
Россия же, в свою очередь, продолжает жить в парадигме "холодной войны". Судите сами: ни Иран, ни Сирия, ни другие страны "оси зла" России не угрожают; угрозы нет и со стороны таких европейских ядерных держав как Франция и Великобритания; кроме того, де-факто ядерные страны Пакистан, Индия и Северная Корея также не были замечены в проявлении агрессии по отношению к РФ. Поэтому стратегический противник для Москвы, которая отчаянно ищет способы изменить однополярную модель мира, может быть только один - США. Соответственно, любое "телодвижение" возможного врага вблизи российских границ расценивается Кремлем как недружественное. Однако в условиях, когда размещение в Центральной Европе элементов американской ПРО носит чисто оборонительный характер и направлено для нейтрализации средневосточных угроз, становится очевидно, что чрезвычайно агрессивная реакция РФ явно обусловлена политическими причинами. К сожалению, аналогичный неправильный подход лежит в основе большинства оценок, данных украинскими политиками. Причем как противниками размещения американской ПРО в Польше и Чехии, так и его сторонниками. Они, в основном, касались российско-американских отношений, не уделяя должного внимания роли и месту Украины. Особенно в свете недавно прозвучавших заявлений высших чиновников США о причастности нашей страны к созданию ПРО.
А вдруг?..
27 февраля помощник госсекретаря США по вопросам нераспространения и международной безопасности Джон Руд назвал Украину в числе "более чем 15 стран, которые в той или иной степени вовлечены в усилия по созданию системы ПРО". Выступая в Лондоне на конференции по вопросам ПРО "Международная оборона: вызовы для Европы", он перечислил страны-союзники США, которые будут задействованы в системе противоракетной обороны. По словам помощника госсекретаря, это "Великобритания, Австралия, Дания, Франция, Германия, Италия, Израиль, Индия, Япония, Нидерланды, Тайвань, Украина, Польша и Чешская республика". При этом, правда, Руд не уточнил, в чем конкретно проявляется взаимодействие Вашингтона и Киева в области ПРО. А уже на следующий день, 28 февраля, заместитель главы Агентства по ПРО бригадный генерал Патрик О'Райлли заявил, что Украина - "весьма сведущая страна с обширным послужным списком в том, что касается ракетной технологии" и не исключил возможность сотрудничества Киева и Вашингтона в области построения системы ПРО. Как видим, заявления американцев очень неконкретны. Так, совершенно не ясно, Украина УЖЕ сотрудничает с Америкой или Вашингтон ЕЩЕ ТОЛЬКО приглядывается к Киеву? В чем будет заключаться (заключается?) такое сотрудничество: в совместной разработке ракетных технологий или в размещении на территории Украины элементов системы ПРО? В общем, вопросов много, а ответов на них пока что нет.
Сама Украина пока что не огласила свою официальную позицию ни по вышеприведенным вопросам, ни по вопросу размещения американских радаров в Центральной Европе. На сегодня имеется только комментарий Министерства иностранных от 23 января, в котором говорится, что объявленные США намерения развернуть элементы противоракетной обороны на территории Чешской Республики и Республики Польша Украина расценивает как дополнительный элемент борьбы против проявлений терроризма и что этот шаг усилит действенный потенциал международного сообщества по противодействию угрозам распространения и применения ракетно-ядерного оружия. Также в комментарии уточняется, что это подтверждает и опыт совместного использования с Российской Федерацией расположенных на территории Украины современных узлов системы предупреждения о ракетном нападении.
Интересны также заявления высшего украинского руководства. Так, президент Виктор Ющенко, выступая в Днепропетровске 27 февраля, сказал, что Украина "должна руководствоваться коллективными обязательствами в вопросе расположения на территории Чехии и Польши американской системы ПРО". Президент призвал украинских политиков в комментариях на эту тему "исходить из украинских национальных интересов и помнить об обязательствах нашего государства". Имеется ввиду участие Украины в договоре о противоракетной обороне 1972 года. Что касается Виктора Януковича, то его первая реакция была резко негативной. В начале недели накануне своего визита в Германию премьер заявил, что "такие решения можно принимать только после широкой европейской дискуссии и диалога между Западной и Восточной Европой, в частности, и обсуждения с Украиной и Россией" и что "даже до того, как будет высказана наша официальная позиция по этому вопросу, мы считаем, что развертывание системы ПРО в Польше и Чехии не пойдет на пользу отношениям наших стран". Однако затем Янукович смягчился. 2 марта он "всего лишь" отметил, что "мы сейчас, безусловно, находимся в сложной ситуации". Вполне возможно, что глава правительства принял к сведению, что в середине марта состоится заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, на котором и будет вырабатываться официальная позиция нашей страны. Не внес полной ясности относительно позиции Киева и глава Минобороны Анатолий Гриценко, который заявил, что Украину беспокоят планы США разместить в Чехии и Польше объекты ПРО: "А вдруг на нашу территорию упадут какие-нибудь обломки? Если это будет не ядерная боеголовка, то это может быть "грязная" бомба, например, с радиоактивными веществами, какой-то вирус или биологическое оружие".
Оборона лучше, отношения хуже
Положение, в котором оказалась сегодня Украина, чем-то напоминает ситуацию в Европе в 70-х годах прошлого века. Тогда СССР начал массовое развертывание мобильных ракетных комплексов РСД-10 "Пионер" дальностью от 600 до 5000 км (эти ракеты более известны под натовским обозначением SS-20). "Пионерами" планировалось убить двух зайцев. С одной стороны, такие ракеты накрывали значительное количество целей в Европе и Азии. С другой стороны, количество таких ракет не лимитировалось международными соглашениями - и советские военные могли спокойно наращивать ядерный потенциал, одновременно перенацелив на США межконтинентальные баллистические ракеты, число которых было ограничено. В ответ США в 1979 году решили разместить в Европе ракеты Pershing-2 дальностью 1800 км. У СССР возникли опасения, что американцы, воспользовавшись малым подлетным временем таких ракет (8-10 минут), смогут нанести внезапный удар по командным пунктам и ракетным шахтам, сделав невозможным ответный залп - так называемый удар возмездия.
Существовал и третий фактор. Европейские союзники США поняли, что ракеты SS-20 и Pershing-2 позволяют СССР и США вести "ограниченную" ядерную войну в Европе, воздерживаясь при этом от нанесения ядерных ударов непосредственно друг по другу. Такая ситуация никак не устраивала европейцев. Неудивительно, что и в СССР, и в США, и в Европе появилось много сторонников запрещения ракет средней и меньшей дальности (в соответствии с международными соглашениями и боевыми уставами средняя дальность ракет составляет от 1000 до 5500 км, меньшая дальность - от 500 до 1000 км), разрушавших глобальную систему "сдержек и противовесов". В итоге после семилетних переговоров, 8 декабря 1987 года, генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Горбачев и президент США Рональд Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности (РСМД). Это единственный советско-американский договор, предусматривавший ликвидацию целого класса вооружений и к тому же выполненный полностью в кратчайшие сроки - все ракетные комплексы уничтожили за три года.
Сегодня Украина, точно так же как и вся Европа в 70-х, находится на перекрестке ракетных путей. И американский "противоракетный зонтик", который планируется раскрыть над Центральной Европой, способен прикрыть практически всю территорию нашей страны. Другой вопрос, каким образом развертывание американской ПРО отразится на отношениях Украины с Польшей, Чехией и Россией. По мнению президента социологической службы "Украинский барометр" Виктора Небоженко, это чревато ухудшением отношений по всем направлениям, в частности, на украино-польском. "Пльша до сих пор выступала посредником и так называемым адвокатом Украины в Европе. И когда появляется система ПРО, пусть пока только в проекте, это уже плохо. Поскольку это территория Польши, и ее роль резко изменится", - считает эксперт. А про Россию и говорить нечего...
Нашей стране с ее атомными и гидроэлектростанциями, плотинами и химическими предприятиями, нефте-, газо- и аммиакопроводами есть что защищать от ракет - однако вызывает сомнение, способна ли наша страна делать это самостоятельно. Да и нужно ли ей это? В смысле - от кого оборонять? Военная доктрина нашего государства не называет вероятных противников в гипотетической войне; с другой стороны, основы внешней политики Украины относят к нашим стратегическим партнерам различные страны чуть ли не во всех сторонах света и регионах мира. То есть, получается, ждать военной угрозы нам неоткуда, потому что все-все-все - наши партнеры или союзники. Это, однако, отнюдь не значит, что можно взять и распустить армию - печальный опыт украинского государства в 1917-1921 годах это убедительно доказывает. Более того, у внеблоковой державы, коей является сегодня Украина, должны быть и соответствующие вооруженные силы, способные обеспечить ей защиту от самых разных угроз. В том числе и ракетных. В том числе и от собственных ракет, падающих на жилые дома и сбивающих пассажирские самолеты.