Политэкономия: украинские следы [ Редагувати ]

Говорят, что после успешного подъема подводной лодки "Курск" компания Mammoet получит задание отпилить и отбуксировать к российским берегам полуостров Крым. Недобрая шутка может оказаться пророческой - слишком много печальных событий за последний год так или иначе связывали с Украиной.
Даже если Украине удастся отделаться извинениями за самолет, могут обнаружиться и другие, не менее серьезные поводы для претензий. Катастрофа "Курска", например. Сейчас об этом никто не вспоминает, однако год назад, когда официальные лица и военные долдонили о диверсии со стороны иностранной (в смысле западной) подводной лодки, некоторые эксперты смущенно кивали на Украину. Учения в Баренцевом море были совместными, российско-украинскими. Дабы версия о случайном попадании украинской ракеты в подводную лодку "Курск" не выглядела москальской клеветой, цитирую львовский "Дайджест новостей": "Это было случайное попадание в субмарину боевой ракеты, выпущенной с украинского корабля. Украинские военные участвовали в учениях Северного флота".
В России - да, наверное, и на Украине - мало кто сомневается, что причиной гибели Ту-154 была украинская ракета С-200. Похоже, что даже Леонид Кучма вот-вот будет готов это признать. Как ни цинично это звучит, но признание этого факта самым благоприятным образом отразится на рынке отечественных авиаперевозок. Аналитики прогнозируют как минимум 5% -ный их рост в будущем году - это на фоне-то сокращения авиаперевозок в США почти на треть, которым не помог и призыв Буша "Американцы - на самолеты!".
Конечно, наши 5% в следующем году - это маловато по сравнению с почти 15%-ным ростом с начала этого, но ничего. Тем более странно на этом вполне благоприятном фоне наблюдать за голодовкой российских авиадиспетчеров. И далеко не факт, что шальная украинская ракета будет пострашнее, чем бессрочно голодный российский авиадиспетчер. Впрочем, наши люди, судя по всему, летали, летают и будут летать - несмотря на войну, теракты, ракеты и диспетчеров.
Версия гибели российского самолета от украинской ракеты - какой бы чудовищной она ни выглядела с самого начала - в итоге в общем устроила всех. Всех - это российских и украинских чиновников, политиков, военных, авиаперевозчиков и страховщиков. Россия ясно дала понять Украине, что, если та признается в том, что ее военные сбили наш самолет, она может отделаться глубокими извинениями. Украинские парламентарии добились от министра обороны Кузьмука обещания подать в отставку, если версия подтвердится, - а у Кузьмука на Украине очень много политических противников и ничуть не меньше людей, готовых хоть завтра занять его место. Страховые компании рассчитывают на помощь в выплатах не только от российского, но и украинского бюджетов.
А тем временем украинское агентство "УНИАН" опубликовало вчера новую версию катастрофы Ту-154 (со ссылкой на израильскую газету "Дебкафайл"): "Россияне разыгрывают версию поражения лайнера Ту-154 украинской ракетой из политических соображений. Российские и израильские следователи исключили ракетную версию в пользу террористической... Американцы попросили повременить с объявлением", чтобы не сорвать античеченскими и антипалестинскими операциями свою "Безграничную свободу".
Никто наверняка не знает, отчего затонул "Курск" и взорвался самолет. Кажется, никто уже и не захочет это узнать.