Восстановит ли Австрия свой авторитет в Европе? [ Редагувати ]

Новому австрийскому правительству придется восстанавливать свой авторитет на востоке и в центре Европы. Страны этого региона не скрывают своего страха перед новыми препятствиями со стороны Австрии на своем пути вступления в ЕС.
Будет ли Австрия и после выборов препоной для европейской интеграции и в особенности для расширения ЕС на восток? Итоги прошедших 24 ноября выборов заставили кандидатов в ЕС вздохнуть с облегчением: фиаско ультраправой Партии свободы (СПА), некогда возглавляемой скандальным популистом Йоргом Хайдером, прибавляет лидерам европейских стран уверенности в Австрии как в стабильном партнере.
Прав комиссар Евросоюза по вопросам расширения Гюнтер Верхойген, говоря: "Австрия более не представляет собой риска, СПА теперь не удастся остановить расширения ЕС".
Раскол, распад и длительный кризис скандальной Партии свободы показал, что спекуляций по поводу декретов Бенеша и атомной электростанции Темелин не было достаточно для мобилизации избирателей в свою пользу.
Австрийские и Немецкие правые партии оказывали давление на стремившуюся в ЕС Чехию, требуя закрытия атомной электростанции советской постройки в городе Темелин, якобы представлявшей серьезную опасность для Европы, а также аннулирования послевоенных "декретов Бенеша". В случае, если чехи не приняли бы условия ультиматума, австрийцы грозились воспользоваться своим правом вето при рассмотрении вопроса о принятии Чехии в ЕС.
Напомню, что принятые после Второй мировой войны так называемые "декреты Бенеша", по которым в послевоенные годы из Чехии в Германию и Австрию были высланы около 3 миллионов так называемых судетских немцев, которых тогдашние власти Чехословакии обвинили в сотрудничестве с нацистами.
В апреле 2002 года парламент Чехии отказался рассмотреть этот вопрос, видя в таких требованиях попытку вмешательства во внутренние дела своей страны. После этого всей Европе дружно пришлось давить на австрийских ультраправых, входивших в правительственную коалицию, с требованиями не ставить палок в колеса локомотива чешской интеграции в ЕС.
Реакция коллег по ЕС на поведение австрийских ультраправых была крайне негативной, и под ее давлением лидеру Партии свободы Йоргу Хайдеру пришлось подать в отставку, а правительство так и не смогло выйти из кризиса, что закончилось досрочными выборами.
Скандал европейского масштаба не мог не сказаться на рейтингах ультраправых, и на нынешних выборах они растеряли более половины сторонников (10%-2002, 26%-1999). Зато их союзники - Австрийская народная партия выборы эти вчистую выиграли (42%-2002, 26%-1999), что делает возможным продолжение коалиции консерваторов и ультраправых.
Значит, у власти в Австрии, скорее всего, останутся те же силы, да только теперь слово ультраправых не будет столь веским, а значит, кандидатам в ЕС бояться больше нечего.
Но перемены в австрийской политике произошли слишком поздно, что привело к потере Австрией своего исторически огромного влияния на своих восточных соседей. Даже известный друг Австрии бывший министр иностранных дел Польши Владислав Бартошевский признал, что Австрия снова и снова пытается поставить подножку бегущим в ЕС странам. Согласно опросу, 47 процентов словенцев и 44 процента чехов уверены, что если бы не усилия Австрии, они значительно раньше оказались бы в европейской семье.
Поведение спесивых ультраправых, три года игравших первую скрипку в Австрии, сильно повредило авторитету этой страны как надежного партнера, не говоря уже о том немалом количестве политических врагов, которых Австрия нажила себе в Центральной и Восточной Европе.
И это при том, что Австрия вторая после Германии страна, в списке тех, кто получил немалые дивиденды от успешного освоения новых рынков на Востоке. После падения Железного занавеса объем экспорта в страны Центральной и Восточной Европы утроился. Позитивный торговый баланс составляет не менее одного процента внутреннего валового продукта. Если прибавить Украину, Россию и Балканские страны, то на этот регион припадает более 30 процентов прямых австрийских инвестиций. На предприятиях Австрии, бизнес которых ориентируется на восточные рынки занято почти 200 тысяч человек.