Дипломатические игры Израиля и США [ Редагувати ]

Напряжение в отношения между Израилем и США опять возросло, после того как Ариэль Шарон отказался вывести войска с палестинской территории и провести переговоры с палестинскими лидерами.
Шарон свел к минимуму контакты с послом США Даниелем Курцером, запретил министру иностранных дел Шимону Пересу встречаться с палестинсикм лидером Ясиром Арафатом и игнорирует настоятельны просьбы США вывести израильские войска из Хеврона и севера Газа.
Но как утверждают израильские и палестинские официальные лица, все не настолько серьезно как кажется. По их словам, сообщения о сильном давлении на Израиль со стороны США преувеличены. Штаты просто делает то, что должны, для завоевания поддержки арабов в антитеррористической коалиции - и эти попытки не дотягивают до сильного давления на Израиль.
От появившегося трения, возникшего на прошлой неделе, когда Шарон предупредил США не пытаться жертвовать безопасностью Израиля, чтобы умилостивить арабов, "выигрывают обе стороны", как утверждает Юваль Штайниц, председатель подкомитета по оборонному планированию и политике израильского парламента. Замечание Шарона и резкий ответ Соединенных Штатов означают, что "США могут сказать арабским друзьям: посмотрите, как кричат израильтяне, посмотрите, как они расстроены", - говорит Штайниц. - "В то же время это показывает израильтянам", многие из которых взволнованы и обижены тем, что Израиль не приглашен в антитеррристическую коалицию, "что Шарон может высказать то, что думает и не боится разногласий с Соединенными Штатами".
Йосси Бейлин, член парламента, участвовавший в переговорах с палестинцами во времена бытности Переса премьер-министром, говорит, что он и те, кто считает, что Израиль должен делать больше в плане сотрудничества с палестинцами, в действительности хотят, чтобы американское давление было усилено, - но этого не происходит. По словам Бейлина, "предыдущая политика Буша была "дать им истечь кровью". С 11 сентября его политикой является "посмотрим, может ли там быть перемирие". Назвать это давлением было бы смешно". Единственное изменение - то, что представители администрации Буша теперь "понимают, как дорого может обойтись отсутствие соглашения, что играет на руку душевнобольным этого мира, которые используют это как повод".
По словам Штайница, до известного выступления Шарона, израильские власти получали противоречивую информацию. Госдепартамент хотел создать международную коалицию с сильным арабским элементом, Пентагон же не был так оптимистичен и рассматривал возможность нападения на Ирак и оказания давления на Сирию и Иран. В публичных дискуссиях доминировала точка зрения Госдепартамента, в частности, из-за утечки информации о намерениях Буша создать Палестинское государство.
Пожелавший остаться неизвестным сотрудник министерства иностранных дел сказал, что эта утечка информации была тактикой по оказанию давления на политиков Вашингтона, поскольку арабские представители, узнав об этом, могут потребовать от Вашингтона обнародовать план и приступить к его выполнению.
Предупреждение Шарона, неуклюже сказанное, не было темпераментным выступлением человека, потерявшего над собой контроль из-за давления, поскольку премьер-министр зачитывал свое замечание с заранее подготовленного на иврите и английском текста.
Даже если всем показалось, что Шарон потерпел поражение, на самом деле областью политических маневров и давления между Израилем и США является то, какие организации, кроме "Аль-Каед", причастны к терактам 11 сентября. Израильтяне, и, в частности, Шарон, считают, что к ним причастны "Хезболлах", "Хамас" и "Исламский джихад", вместе с режимами Сирии и Ирана, спонсирующих и укрывающих террористов. США включили лидера "Хезболлах" в новый список самых разыскиваемых террористов, но в остальном ограничились общими заявлениями о террористических группах и их спонсорах.
Мосси Рац, член парламента от партии Мерец и бывший директор организации "Мир сейчас", говорит, что большинство израильтян хотят, чтобы американское давление помогло израильтянам и палестинцам прийти к согласию.