Война на мандариновом берегу [ Редагувати ]

8 октября произошла еще одна авиакатастрофа. В Абхазии, над Кодорским ущельем был сбит украинский вертолёт, арендованный миссией ООН. А на следующий день ущелье подверглось авианалёту. Самолёты были, правда, без опознавательных знаков. Поэтому в Сухуми обвинили во всём Тбилиси, а в Тбилиси - Москву. К этому времени ожесточенные бои между абхазскими ополченцами и отрядом чеченцев под руководством Руслана Гелаева в долине Кодори шли уже несколько дней. Но после обмена нотами между Грузией и Россией стало ясно, что локальный конфликт вполне может перерасти в полномасштабную войну. А это уже не Афганистан. Абхазия к украинским границам намного ближе.
Передовые боевые позиции в Кодорском ущелье и столицу Абхазии разделяют всего 30 километров. И хотя пока на улицах Сухуми, или как говорят сами абхазы - Сухума, людей с оружием ненамного больше, чем вооруженной охраны в центре Киева, город живет в предчувствии войны. С наступлением сумерек улицы пустеют. Не боятся темноты лишь военные корреспонденты, да бойцы добровольцы, приехавшие со всех концов СНГ, но по большей части - с Северного Кавказа. От помощи добровольцев, правительство непризнанной республики пока что отказывается, надеясь, что справится с боевиками из отряда Гелаева засевшими в горах - силами абхазских резервистов - боевых офицеров, закаленных в сражениях девяностых годов. Не направляют пока что в зону противостояния и 18-летних солдат срочной службы. Но конфликт разгорается и список погибших в Кодорском ущелье пополняется именами не только абхазов, чеченцев и грузин.
В пятницу в Сухумской миссии ООН состоялась церемония прощания с погибшими миротворцами и экипажем вертолета сбитого 8 октября. В этот же день тела погибших, в тому числе и украинцев были переправлены в город Сенаки, где находится аэродром миротворческих сил. Власти Абхазии утверждают, что вертолёт сбили боевики Гелаева - в провокационных целях.
Сергей Шамба министр иностранных дел Абхазии: "То, что это сделали террористы - нет никаких сомнений. Сейчас наблюдатели ООН не возьмутся огласить такие выводы, но по данным пленных, мы уже знаем кто именно это сделал - имя, фамилия, национальность".
Данные, непосредственно касающиеся сбитого вертолета, переданы украинским экспертам, которым и предстоит сделать официальные выводы. А пока абхазские власти еще раз просят ООНовцев воздержаться от появления в Кодорском ущелье - до - цитирую - "завершения операции по уничтожению террористов". Но в том то и дело, что операция не близится к завершению, а конфликт разрастается еще больше. По данным абхазских спецслужб в верховья Кодори уже переправлено около семисот грузинских бойцов. Официальное объяснение - для защиты сванов - горского грузинского народа, проживающего на территории Абхазии.
Сергей Шамба, министр иностранных дел Абхазии: "Никто не собирается на сванов обрушивать вооруженные силы Абхазии - это надуманный повод, чтобы вторгнуться на территорию Абхазии".
Гарри Купалба: "В последние дни нами взяты в плен несколько террористов, по их рассказам - они готовились в Понтийском ущелье снабжались и вооружались со складов МГБ Грузии, которые и сейчас оказывают им поддержку. Нам известно, что кроме Гулиева, с ними вместе и полномочный представитель президента Грузии в Кордорском ущельи Гвенцадзе".
Абхазские власти аппелируют к российским миротворцам. В Тбилиси говорят, что россияне благоволят абхазам и уже поэтому не могут выполнять миротворческую миссию.
Остамур Тания, помощник президента Абхазии: "В настоящее время миротворцы являются единственной гарантией того, что в Абхазии не начнется война. В 1998 году, когда Абхазия оказалась на грани конфликта, когда начались столкновения в Гальском районе, - миротворцы не позволили Грузии ввести тяжелую бронетехнику".
Миротворцы уже внесли свою лепту и в этот конфликт - остановив колонну бронетехники и грузовиков из Грузии. У Тбилиси тем самым появился еще один повод требовать вывода российских войск из Абхазии. Правда, если для вывода контингента достаточно требования одной стороны, то решать какой состав миротворцев будет введен вместо россиян - Сухуми и Тбилиси должны совместно. Нарушение принятой в таких случаях процедуры - приведет к войне, ответственность за которую автоматически ложится на нарушителя.
Анри Джаргения, премьер-министр Абхазии: "Если мы заявим, что миротворцы не нужны, тем самым мы перечеркиваем все наши договоренности за 8 лет. Со стороны Грузии в правовом плане это будет объявление войны. Чтобы так открыто заявлять перед всем мировым сообществом нужно иметь немалую поддержку со стороны ООН, ее совета безопасности, группы друзей генерального секретаря, Российской федерации..."
Чем в худшем случае может обернуться для жителей Абхазии конфликт 2001 года который развивается по сценарию напоминающему драматические события августа 1992? Прежде всего - тысячами человеческих жертв.
Если же боевые действия переместятся в сторону российской границы, Москва безусловно примет меры для обеспечения безопасности населения Краснодарского края, и тогда Абхазия окажется в блокаде.
Дорога жизни - так называют абхазы границу по реке Псоу. Это единственный транспортный коридор, по которому в Абхазию доставляется продовольствие, горюче-смазочные материалы и товары народного потребления.
В ноябре на Псоу начинается "мандариновая лихорадка" - за счет продажи цитрусовых жители республики живут целых год до следующего урожая, а "мандариновые" поступления в бюджет в последние 8 лет являются основным источником дохода Абхазии. Если границу блокируют - население ждет холодная и голодная зима, как в 1993-м, когда в блокадных Ткварчели и Сухуми люди умирали от истощения.
Жители Абхазии:
"Люди останутся без питания, будет очень плохо. Но мы надеемся, на лучшее, что нас защитят".
"Как мы будем - не дай Бог! Наши дети воюют, а мы пришли сюда чтобы хоть что-то купить за наши фрукты".
"Будет конец света, мы живем за счет фруктов, которые выращиваем..."
Но пока что и политики и простые люди надеются на лучшее - они верят, что мировая общественность не допустит, чтобы маленькая непризнанная субтропическая республика захлебнулась в крови.
Житель Абхазии: "Есть и общественные организации, и объединенные организации - неужели они на нас если грубо так выразится - крест поставят? Народы мира не допустят такого!"
Жители Абхазии с горечью говорят о том, что война именно сейчас, когда в стране, впервые за 8 последних лет, наметился хоть какой-то экономический подъем: начался ремонт разрушенных домов, развивается торговля, появились туристы. Новая война способна отбросить Абхазию на уровень 1992-го года, и тогда неизвестно, останется ли у населения желание и воля вновь поднимать из руин разрушенные города.