Почему вновь обострился конфликт в Абхазии [ Редагувати ]

Как бы там ни было, но на самом деле конфликт в Абхазии - это всего лишь эпизод в большой геополитической игре. Участниками которой являются Тбилиси, Москва и, казалось бы, занятый совсем другими проблемами Вашингтон. Именно в излишнем сближении с Соединенными Штатами подозревают Грузию в России. И именно желанием не допустить сближения Тбилиси с Вашингтоном, грузинские политики объясняют активизацию московских дипломатов и военных на абхазском направлении. Впрочем, в пятницу и Владимир Путин, и Эдуард Шеварднадзе практически одновременно призвали своих соотечественников к сдержанности и осторожности в оценках.
В последние недели отношения Москвы и Тбилиси все больше напоминают публичную перебранку давно не здоровающихся друг с другом соседей. Россия обвиняет Грузию в поддержке чеченских боевиков. Тбилиси в ответ заявляет, что Москва хочет дестабилизировать обстановку в Абхазии и спровоцировать новый грузино-абхазский конфликт. Взаимные обвинения сторон похожи на взаимный политический шантаж, в котором Абхазия всего лишь играет роль разменной монеты.
Формальный повод для ссоры - присутствие чеченских боевиков в Кодорском ущелье. Мол, проникли они туда под покровительством грузинского руководства и главная их цель - помочь Тбилиси установить контроль над лояльной к России Абхазией. Собственно, публично Москву не столько тревожит судьба непризнанной республики, сколько присутствие там чеченцев и их связь с властями Грузии.
"Действия грузинских властей не направлены на восстановление добрососедского сотрудничества между нашими государствами... Грузинские власти проводят политику попустительства по отношению к чеченским террористам, отказываются принимать жесткие меры против бандитов, которые проходят подготовку, в том числе и на территории Грузии... "
Заявление Государственной Думы Российской Федерации, 10 октября 2001 года
Эдуард Шеварднадзе, президент Грузии: "Нынешнее отношение государственной думы к нашей стране и ее руководству абсолютно несправедливо и некомпетентно. Я бы, например, постеснялся подписаться под таким документом, столько в нем не соответствует действительности, и, фактически, это едва ли не призыв к тому, чтобы, как говорили некоторые депутаты, научить Грузию уму-разму. Конечно, сегодняшняя обстановка в Абхазии напряженная. И в короткое время урегулирование этого вопроса будет, наверное, нелегким. Но я намерен активно работать на всех уровнях, будь то президент или какой либо другой уровень, если хотите, я готов даже говорить с представителями Госдумы, чтобы разъяснить, что есть Грузия.
В ответ на заявление Госдумы депутаты грузинского парламента голосуют за вывод российских миротворцев и заодно предлагают выйти состава СНГ. В другое время подобные разговоры Россия восприняла бы как политическую пощечину и обиделась бы на Грузию. Но на этот раз реакция оказалась совершенно иной - депутаты Госдумы назвали заявления своих грузинских коллег "нервными" и сделали вид, что Москва даже и не думает обижаться на Тбилиси за намерения покинуть содружество. Мол, если Грузия выйдет из СНГ, России будет только спокойнее".
Алексей Митрофанов, депутат Государственной думы Российской Федерации: "Ну, выйти из СНГ. Ну что тут такого? СНГ - не священный синод. Грузия захотела - вошла, захотела - вышла".
Владимир Лукин, вице-спикер Государственной думы Российской Федерации: "Не отразится просто. Ну, одним членов СНГ будет меньше, причем таким членом, который причиняет больше хлопот, чем пользы. Грузия независимая страна - в тех пределах, в которых она контролирует собственную территорию, и может в этих же пределах выйти из СНГ".
Действительно, угрозы покинуть содружество оказались всего лишь неудачным аргументом в споре с более сильным соседом. В реальности выходить из СНГ никто не собирался. Пока.
Давид Камквелидзе, депутат парламента Грузии: "Выход из СНГ и пребывание Грузии в членах СНГ не является острой проблемой сегодня. А выход из него может вызвать реакцию и аргументы у реакционных сил в России будут намного больше, чем сейчас".
Гораздо серьезнее выглядит требование грузинского парламента вывести российских миротворцев из Абхазии. Мол, они не справляются со своей миссией, раз в Кодорском ущелье появились чеченские боевики и начались бомбардировки. Конечно, это решение во многом формальное - российские военные уйдут из Абхазии только в том случае, если такой шаг одобрит и СНГ и Совет безопасности ООН. Эти процедуры могут затянуться на несколько недель, а то и месяцев.
Да и вывод войск из Абхазии означал бы для Москвы безвозвратную потерю контроля над Закавказьем, где ее миротворцы, казалось, закрепились легко и надолго. Для Кремля упорство Грузии обидно еще и потому, что сопротивляться российскому влиянию пытается страна, экономически и политически ослабленная многолетней гражданской войной. Согласно версии московских аналитиков, обострение ситуации в Абхазии давно входило в планы Тбилиси. Мол, Грузия разработала долгоиграющий сценарий развития событий, который предполагает замену российских миротворцев на голубые каски ООН или войска НАТО, а затем восстановление контроля над отколовшейся в конце 80-х Абхазией. Правда, тут есть одна заминка - в нынешней ситуации мировое сообщество интересует лишь одна проблема - Бен Ладен. На ее фоне поблек даже конфликт в Македонии. Так что вряд ли для руководителей международных организаций лидеры непризнанной Абхазии покажутся страшнее Террориста #1. Вот и получается, что от российских миротворцев Грузии никуда не деться.
Алексей Митрофанов, депутат Государственной думы Российской Федерации: "Грузия в очень сложном положении. Она не может самостоятельно вести войну, а Россия разговаривает с Грузией так, как будто она сама может на своей территории всех чеченцев вытрясти. Но это же нереально".
Правда, дело не только в чеченцах, окопавшихся в Абхазии. Удивительным образом обострение российско-грузинских отношений совпало по времени с подписанием договора о строительстве на территории Грузии участка газопровода Баку-Тбилиси-Эрзерум.
Справка:
Газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум. Начало строительства запланировано на 2002 год. В строй должен вступить в 2005 году. Предназначен для транспортировки газа из каспийского месторождения Шах-Дениз в Турцию. Прогнозируемые запасы энергоносителя в этом месторождении составляют 1 триллион кубометров. По прогнозам, уже к 2008 в Шах-Денизе можно будет добывать до 8 миллиардов кубометров газа. Согласно оценкам экспертов, строительство этого газопровода сможет обеспечить полную независимость Грузии от российских поставок энергоносителей.
Москва много раз пыталась надавить на официальный Тбилиси, чтобы тот отказался от участия в проекте. Его реализация означает для Москвы потерю влияния на Грузию. Ведь как только газопровод будет сдан в эксплуатацию, Тбилиси получит полную энергетическую независимость от России. А обострение ситуации в стране, через которую должен пройти крупный газопровод - это ли не способ отложить его строительство, а, следовательно, и сохранить свои позиции в регионе?