Последний бастион социал-демократии [ Редагувати ]

Барометр последних парламентских выборов в Польше показал убедительную победу социал-демократов. Однако, триумф социал-демократической идеи в Польше состоялся на фоне полного ее фиаско в Норвегии, где на выборах около месяца назад Рабочая партия потерпела сокрушительное поражение. Как ранее и в Дании. Теперь единственным бастионом социал-демократии на ее "исторической Родине" остается Швеция.
У Ёрана Перссона есть еще год, дабы сделать все необходимое для сохранения за социал-демократами статуса партии власти.Сложившуюся в Скандинавии ситуацию прекрасно понимает и сам шведский премьер. Не так давно он во всеуслышание заявил, что намеревается делать в следующий год: работать над снижением налогов и выделять больше средств на обеспечение всеобщего благосостояния. Что ж, 2002-й покажет, хватит ли таких обещаний для того, чтобы удержать в руках пальму политического первенства.
Вообще же, социал-демократия имеет самые прочные корни именно на Севере Европы. Так, за последние 70 лет в Дании и Норвегии случаи, когда планка доверия к социал-демократам опускалась ниже 35% можно сосчитать на пальцах одной руки. В частности, в 1988 году на выборах в датский Фолькетинг социал-демократы взяли лишь 29,8% голосов, но уже в 1998 они получили 35,6%. Исключением из правил являются разве что финны, которые так до 30% никогда и не дотянули. Так, на выборах в 1999 году финские эсдэки собрали урожай в 22,9 процента голосов. В Исландии позиции социал-демократии также прочны, однако здесь партия не выступает на политической арене самостоятельно, входя в альянс с народной партией социалистов и партией феминисток. Этот блок на последних выборах в Альтинг в 1999 году набрал 26,8 голосов.
Таким образом, лишь Швеция на данный момент имеет социал-демократической правительство среди стран северной Европы. После трех лет либерально-демократического правления в 1994 году социал-демократы Швеции получили на выборах мандат доверия 45,3% избирателей. Последние выборы, состоявшиеся в 1999 году, проходили в тот момент, когда государство находилось в полосе затяжного экономического кризиса. Премьер-министру Ёрану Перссону пришлось пойти на непопулярные меры - снижение зарплат государственным служащим, уменьшение расходной части бюджета и увеличение цен на услуги, оказываемые государственными учреждениями.
Избиратели, само собой, это "оценили" надлежащим образом, - выборы 1999 года в Швеции принесли социал-демократам самое сокрушительное поражение за последние 50 лет: 36,4%. Тем не менее, этого Перссону хватило, чтобы снова сформировать свой кабинет. Правда - в альянсе с левоцентристами и зелеными.
За почти три года, прошедших с момента выборов 1999 года Швеция буквально расцвела на глазах. Экономика развивается быстрыми темпами, о депрессии все забыли, а на рынке труда творится невообразимое - правительство изыскивает все средства, чтобы создать (!) хоть минимальный уровень безработицы. "Годы дороговизны" средины 1990-х остались в прошлом, а первое полугодие 2001-го, когда Швеция была страной председателем ЕС позволили стране громко заявить о себе на международной арене. Теперь даже каждому украинскому политику известны имена Ёрана Перссона и Анны Линд. А когда то Перссон был всего лишь клерком в небольшой шведской коммуне Катерингольм...
Международная поддержка сыграла свою роль. Дружественные реверансы в сторону Перссона от Жака Ширака и Герхарда Шредера позволили шведскому премьеру отправить в глубокий нокдаун политику партии Христианских демократов во главе с Альфом Свенссоном. Растет и доверие избирателей к социал-демократам. Если на выборах 1999-го, как уже указывалось их электорат составил 45,3%, то сейчас партию поддерживает, согласно результатам различных социологических опросов, от 37 до 54% жителей страны. Другими словами, это подтверждает правильность курса политики Перссона.
Но, совершенно иначе получилось на выборах 2001-го в Норвегии, которые в Украине, почему-то, прошли практически незамеченными. В ночь, когда стали известны результаты выборов Ёран Перссон позвонил своему норвежскому коллеге Енсу Столтенбергу и сказал: "Я знаю, как чувствуешь себя в такие моменты. После таких итогов не многие звонят, чтобы тебя поддержать".
Рабочая партия поставила еще один антирекорд популярности. Предыдущий был побит в 1998-м и тогда Енс Столтенберг сказал: "...это было очень болезненное поражение. Я боюсь, что это заведет партию в затяжной кризис". Он оказался прав. Однако выборы 2001-го стали настоящей драмой. Норвежские газеты вышли с заголовками "Социал-демократия повержена" или "Конец гегемонии".
Тем не менее, Столтенбергу следует сделать надлежащие выводы и выучить шведские уроки. Тем более понятно, что политику, умеющему лишь констатировать катастрофу и предрекать грядущие бедствия партии, верить не будут.