Санкции FATF к Украине: гром грянул, пора креститься? [ Редагувати ]

Затянувшийся парламентский кризис сказался не только на будущем бюджета и социальных законов. Пострадал и имидж Украины в мире - об этом недвусмысленно заявили зарубежные дипломаты, общавшиеся на минувшей неделе и с большинством, и с меньшинством. Да что там имидж! В отношении Киева уже введены санкции ФАТФ. Причина, разумеется, не в депутатских потасовках, это как раз внутреннее дело Верховной Рады, да и дерутся не только в украинском парламенте. Просто увлеченные выяснением отношений между собой народные избранники не успели принять поправки к закону об отмывании грязных денег, на которых настаивали эксперты ФАТФ.
Известный рекламный слоган "имидж - ничто, жажда - все" на минувшей неделе неожиданно приобрел новое звучание. Помогли депутаты, помешавшие принять закон о противодействии отмыванию грязных денег. В результате ФАТФ - Международная группа по разработке финансовых мер борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем, ввела в отношении Украины санкции.
Это означает, что деловые круги как минимум 29 крупнейших государств мира, которые являются участниками ФАТФ, будут настойчиво предупреждать о рисках сотрудничества с Киевом. Как на такой сигнал отреагируют инвесторы объяснять, наверное, не стоит. Кроме того, все финансовые операции будут тщательно проверяться и анализироваться, а открыть на Западе филиал банка или представительство компании - станет практически невозможно. Как это отразится на имидже целого государства и отдельных отечественных бизнесменов - вопрос риторический. А усложнение процесса финансовых расчетов вполне может обернуться сорванными контрактами, просроченными сделками, задержками по платежам. В итоге, утверждают специалисты, пострадают не только финансовые воротилы и промышленные магнаты, но и обычные граждане.
Богдан Губский, лидер депутатской группы ''Народовластие'': "Найголовнiше те, що тепер кожний платiж, який iде в Україну, або iде з України, зокрема за експортно-iмпортнi операцiї, буде пiд щiльним наглядом. I, саме це не дасть можливостi розвивати наш експорт. Одночасно можемо сказати, що зменшення нашого експорту, бо банки можуть просто призупиняти платежi в нашу країну, зменшення цього експорту звичайно дасть негативнi наслiдки щодо надходження до бюджету".
Все это, как говорится, только цветочки. Потому что в отношении платежей, которые идут в Украину и обратно каждая страна-участница ФАТФ может вводить дополнительные санкции. В пределах собственного законодательства - вплоть до блокирования украинских корреспондентских счетов в банках. Пока, похоже, пронесло - счета еще открыты. Да и отечественные финансисты постарались упредить удар.
Валерий Хорошковский, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины: "Передбачаючи цi умови, банки України проводили певнi переговори зi своїми контрагентами. Можу сказати, що там є розумiння того, що все ж таки застосування санкцiй, якi пропонуються, треба умовно кажучи, вводити не беззастережно. Тобто - з розумiнням того, що в нас все ж таки налагоджена система по контролю за вiдмиванням "брудних грошей". Iнша справ: вона може влаштовувати, може не влаштовувати. Але, все ж таки, ми надiємося, що беззастережного введення санкцiй не буде".
Надежда, как говорится, умирает последней. ФАТФ, в свое время тоже надеялась, что Верховная Рада должным образом отреагирует на выдвинутый ультиматум - срок, до которого нужно было принять поправки к антиотмывочному закону, был обозначен предельно четко. Тем более, что в украинском парламенте, так уж сложилось, немало людей, вплотную занимающихся бизнесом. Кому, как не им, стоило бы задуматься над тем, что ОНИ, даже если не принимать в расчет государство и остальных сограждан, могут потерять в случае введения санкций? Но происходило нечто противоположное. К примеру, "Наша Украина" отказалась голосовать за поправки, мотивируя это тем, что первыми жертвами закона о борьбе с отмыванием грязных денег могут стать близкие к оппозиционным фракциям бизнесмены.
Виктор Ющенко, лидер фракции ''Наша Украина'': "Знаючи позицiю, Вiктора Капустiна i Сергiя Терьохiна, якi рекомендують фракції зайняти негативну позицiю. Тому, що пунктом шостим цього проекту постанови є перспектива введення в практику таких чинних дiй, якi можуть серйозно використовуватись, як iнструмент політичного впливу на депутатiв, на бiзнес".
"Нашеукраинец" и теперь видимо уже бывший экономический аналитик Сергей Терехин вообще бился об заклад, что никаких санкций не будет. Так и сказал - если 20 декабря будут введены санкции - готов пожертвовать своей репутацией. Санкции ввели именно 20-го. А бютовец Анатолий Матвиенко вообще заявил - мол, так и надо украинским властям. Как будто от санкций пострадают исключительно власти, а не обычные предприятия и рядовые граждане.
Как говорят злопыхатели, оппозиционеры надеются, что бизнес их друзей и спонсоров останется нетронутым. На то они и злопыхатели. Ведь по своему показательно, что министерство финансов США, объявив о введении ограничений на финансовые операции с Украиной одновременно ввело санкции против Науру. Если кто-то не помнит, именно на этом тихоокеанском острове, по данным отечественной прокуратуры отмывались деньги экс-премьера Павла Лазаренко и корпорации ЕЭСУ.
Валютных прачечных в экзотических уголках планеты с каждым годом становится меньше. В тот же день, когда Киев получил уведомление о введении санкций, из "черного" списка исключили Нигерию - парламентарии этой страны смогли проголосовать за соответствующий закон. Да что там африканцы - они далеко. А вот Россия совсем рядом. И Москва могла бы рассказать, почему она изо всех сил старалась и всё таки смогла избежать наказания со стороны ФАТФ. Необходимый для этого закон был принят в рекордно короткое время - за месяц до истечения срока ультиматума. Так что русская пословица - пока гром не грянет, мужик не перекрестится - больше относится к Украине.
Выход для Киева - принять поправки к закону. 39 остальных требований, определенных экспертами ФАТФ, Киев, сподобился выполнить. Причем, в большинстве случаев, как указано в отчете международных борцов с грязными деньгами, вопрос решался изданием президентского указа.
Богдан Губский, лидер депутатской группы ''Народовластие'': "Вихiд дуже простий. По-перше, це - вiдновлення роботи Верховної Ради. По-друге, прийняття вiдповiдних змiн до Закону "Про боротьбу з вiдмиванням брудних коштiв". I, що найголовнiше - це реалiзацiя цього закону. Адже законом ми не повиннi розумiти, що це - лише папiрець для закордонної органiзацiї FATF. Закон потрiбно реалiзувати. Потрiбно реально почати боротися з вiдмиванням брудних коштiв в Українi".
Впрочем, если предположить, что поправки к закону будут приняты Верховной Радой уже на будущей неделе, процедура снятия санкций все равно затянется как минимум на пол года. Готовность страны к борьбе с отмыванием грязных денег, по словам экспертов ФАТФ, определяется тремя параметрами - это действующее законодательство, бюджетное финансирование противоотмывочных мероприятий и организационные меры по борьбе с грязными деньгами. Да и после отмены санкций за Киевом еще долго будут следить - на базе ФАТФ создана спецслужба Эгмонт Груп, которая является финансовым аналогом Интерпола. А пока эксперты даже не берутся прогнозировать урон, который понесет украинская экономика и определить потери от неиспользованных возможностей. Как бы то ни было, международные финансовые рынки и мировые ресурсы для Украины становятся всё более недоступными. Гром грянул. Пора креститься?