Афганистан после талибов [ Редагувати ]

Даже если американцам, во что поверить крайне сложно, удастся в пух и прах разбить талибов, уничтожив их как политическую силу, то кому же в наследство останется измотанная более чем 20-летней войной страна? Вряд ли в этом случае нам стоит ожидать немедленного появления "правительства национального согласия".
Еще в средине 1980-х многие аналитики говорили о стратегически неверной политике США и Пакистана в Афганистане. Так, лидер одной из пакистанских политических партий того времени доктор Мухаммад Фарух Хан активно предлагал афганцам сформировать правительство в эмиграции в Пакистане, чтобы по окончании боевых действий с СССР оно могло немедленно взяться к исполнению своих обязанностей. И будь оно тогда сформировано, может быть, никто сейчас бы и не знал, кто такие талибы.
В ходе войны моджахедов с Советской армией пакистанская разведка ISI временем даром не теряла. Спецслужбы Исламабада активно поддерживали то одних, то других полевых командиров. Пакистанская разведка хотела быть уверенна в том, что она в конце концов сделает правильную ставку - на победителя. То же, кто и какими методами победит - Пакистан не очень волновало. Результат известен - возникновение после вывода советских войск гражданской войны.
Гражданская война в Афганистане возникла по нескольким причинам: этническим, религиозным и политическим. Начало 1990-х ознаменовалось молниеносными блокировками, быстрыми формированиями и распадами военных альянсов и полной политической неразберихой. И здесь в 1994 году на политическую сцену государства очень медленно выходят студенты медресе, объединившиеся в движение талибан. Талибы быстро завоевали симпатии населения, поскольку в отличие от своих оппонентов не декларировали демагогических целей и не занимались политикой. Они всего-навсего пообещали крестьянству спокойствие и порядок. И люди поверили. Да так, что к концу 1998-го талибы контролировали почти 90% территории Афганистана.
После 11 сентября 2001-го года политические акции Северного альянса - тех полевых командиров, которые не покорились талибам, резко подскочили в цене. На западе сразу заговорили о реальной альтернативе талибам. Однако это - не более чем декларации. Большинство афганцев никогда не признает лидеров севера своими, поскольку они - таджики, узбеки и представители других малых народов центральной Азии. В то время как подавляющее большинство населения страны - этнические пуштуны.
Американский госсекретарь Колин Пауэлл во время своих поездок в Индию и Пакистан основной темой переговоров наметил именно вопрос будущего Афганистана. В результате порешили на том, что за будущее Афганистана в ответе будут США и ООН. При этом страны, граничащие с Афганистаном, и Лига арабских государств также будут играть важную роль.
В нужный момент из давно забытой игральной колоды мировой дипломатии можно будет вытащить и джокера - экс-короля Захир Шаха. И даже если король за 28 лет уже даже не помнит, как этот Афганистан выглядит, то его присутствие, считают США, все равно будет "в тему".
Но янки пока бомбят города, которые являются далеко не главными целями в Афганистане. Мощь аграрно-скотоводческого государства - в его провинции. Советская армия полностью контролировала большие города - Кабул, Кандагар и т.д., но проиграла войну именно в провинции. Талибы этот момент учли и уже, запасшись оружием в горных кишлаках, ждут, когда же янки начнут интервенцию.
В данном случае воевать важно не бомбардировщиками, а пропагандой. Что США уже начали делать, разбрасывая листовки. Но хватит ли у американцев бумаги на 40 миллионов человек? Скорее всего, да. Американские психологи уже прекрасно просчитали все будущие ходы и понимают, что достаточно склонить на свою сторону региональных власть имущих, а за ними пойдет и народ. Однако полиэтничность афганцев и выработавшаяся в них за последние 20 лет привычка сразу браться за оружие, - это не Босния. Здесь проблемы по боснийско-косовскому шаблону решаться не будут. И что произойдет даже через неделю - спрогнозировать просто невозможно.